Отношения России и Белоруссии всегда оставались вроде бы дружественными, но постоянно возникали разногласия, а то и ссоры. В последнее же время они, пожалуй, вступили в полосу кризиса. Косвенно об этом свидетельствуют и участившиеся встречи на высшем уровне.
13 февраля в Сочи пройдет новый саммит лидеров России и Белоруссии. Свой взгляд на это событие "Правде.Ру" изложил член Президентского совета по развитию предпринимательства Белоруссии Ярослав Романчук.
— Ярослав, в Сочи 13 февраля будет новая встреча глав наших государств. С чем, по-вашему, связана такая частота общения на высшем уровне?
— Периодически возникают между руководством наших стран разного рода недопонимания, несогласованности, нестыковки. Это началось не вчера и было не раз. Помню, так же было еще в 2006-м и в 2009–2010-х годах. Случались даже разовые молочные, сахарные, так называемые, войны, конфликты. Был сюжет, связанный с мухами и котлетами. Поэтому нельзя сказать, что сейчас произошло какое-то уникальное событие.
Просто пришел новый сюжет. Россия последние четыре года осуществляет формальный режим работы с Белоруссией. Последние события в этом направлении — это, безусловно, налоговый маневр по нефти и нефтепродуктам, режим торговли нефтепродуктами, уже набившая оскомину "санкционка", то есть кто куда все это поставляет, почему Россия недополучает…
Понятное дело, что это вообще режим промышленной политики, с одной стороны, России, а с другой — Белоруссии. Вот и получилось, что накопилось довольно много проблем и недомолвок, которые надо устранить. Поэтому белорусская сторона настаивает на том, чтобы были соблюдены принципы четырех свобод. Прежде всего индивидуальность условий работы предпринимателей, производителей на рынках друг друга.
Российская же сторона говорит: "Друзья, в таком режиме больше работать нельзя, нужно углубить интеграцию". Почему-то ваши политики начинают рассуждать об углублении интеграции. На мой взгляд, это является не экономическим, не научным подходом, поскольку плоскости, в которых возникают проблемы, конфликты, лежат не в гуманитарной составляющей.
Центральные банки наших стран работают в режиме свободного общения, раз тридцать-сорок в году встречаются их представители, между ними нет каких-то непреодолимых разногласий и препятствий. Есть безусловное непонимание, с одной стороны, "Газпрома", "Роснефти", нефтяного лобби России, с другой — белорусских руководителей.
Конечно же, и по товарным потребительским позициям (молоко, мясо, фрукты, овощи) в последнее время даже часто бывают разные взгляды. Российские производители говорят, что белорусы демпингуют, поэтому невозможно с ними конкурировать. Все эти моменты надо обсудить и решить эти проблемы. Поэтому часто возникает потребность во встречах президентов.
Наверное, немножко возникает накал еще как раз из-за того, что мало общаются технократы, ученые, специалисты. А им тоже надо бы согласовать позиции и прийти к общему мнению. Собственно, фундаментальная основа, на которых строятся наши отношения, — это свобода перемещения товаров, услуг, денег, рабочей силы. Когда нет этой свободы, то реальное сближение невозможно, а разногласия будут всегда.
Напомню, что Европейский союз начинался с угля и стали. Это были стратегически важные для Европы две товарные единицы, и они договорились, что по этим позициям будет полная свобода перемещения. Для Белоруссии и России такими товарами могли бы стать газ и нефть.
А если газ и нефть исключаются из зоны свободной торговли, то понятно, что сразу возникает много-много разных разногласий. Но я подчеркиваю, что эти разногласия не между народами, не между малым бизнесом, а исключительно между лоббистскими группировками обеих сторон и, конечно же, монополистами, которые не хотят уступать ни пяди своей прибыли.
— Видимо, российская сторона хочет построения союзного государства, более глубокой интеграции. Путин хочет вывести интеграцию на новый уровень — вместе решать экономические проблемы, реализовывать планы, которые были намечены еще в 1999 году: создание общего парламента, общей денежной единицы... Необходимо, на наш взгляд, какие-то общие политические позиции иметь, а Белоруссия придерживается по многим вопросам совершенно противоположных позиций. Наши нефтяные компании, продавая нефть за границу, платят пошлину в бюджет России. А проходя через Белоруссию в другие страны, нефтяные пошлины просто исчезают, обнуляются. Как решить это противоречие?
— Первое, речь не идет о преференциях, я подчеркиваю. С 95-го года Белоруссия и Россия находятся в разных режимах интеграции. Таможенный союз первым был заявлен в 95-м, потом Союзное государство, потом разного рода интеграции в рамках ЕАЭС и т. д. Речь идет о равных условиях хозяйствования.
Если мы вступили в союз, то это предполагает, что "Газпром", "Роснефть" и другие нефтегазовые компании торгуют с белорусскими компаниями точно так же, как торгуют с компаниями из российских регионов. Это фундаментальный режим равенства.
В Белоруссии тоже критикуют наши власти за протекционизм российских производителей на нашем внутреннем рынке. Ведь российские товары торговались и до сих пор продаются в Белоруссии точно так же, как наши местные и как белорусские товары в России. Конечно, Белоруссия сохранила, к сожалению, многие элементы централизованной социалистической экономики, это несколько усложняет дело.
Поэтому здесь мы имеем полное суверенное право делать свою новую политику. Поэтому я лично не поддерживаю позицию Белоруссии в необходимости требования компенсации за налоговый маневр, который вы делаете у себя. Это ваше дело, ваше право. И я считаю, более того, это научно более обоснованный подход к налогообложению нефти, чем был до этого.
Читайте также:
Прощай, "голодная" Россия: Белоруссия уйдет на Запад