В близкой и родной нам Республике Армения — новая власть. В январе приступил к работе новоизбранный парламент и сформировано правительство Армении. Большинство в парламенте и министерские портфели достались движению Николы Пашиняна "Мой шаг".
Какова сейчас внутриполитическая ситуация в Армении? Есть ли уже какие-то инициативы у нового правительства? Одна из важнейших задач для маленькой республики — борьба с коррупцией. Как это собираются делать? Об этом "Правде.Ру" рассказал директор Института Кавказа Александр Искандарян.
— Александр, в январе приступил к работе новоизбранный парламент и в основном сформировано правительство Армении. Большинство в парламенте и, соответственно, министерские портфели достались движению Николы Пашиняна "Мой шаг". Какие инициативы, предложения и планы уже есть у этого правительства? Какова в целом сейчас внутриполитическая ситуация в Армении?
— Да, действительно парламент сформирован. Почти все правительство сформировано. Процесс практически завершен, но неокончательно. Правительство и премьер должны предоставить парламенту программу. Она должна быть утверждена парламентом. И у меня никаких сомнений нет, что она будет утверждена парламентом.
Ведь правящей силой является блок "Мой шаг". У него не просто большинство, а две трети парламента, то есть конституционное большинство. В этом смысле утверждение новой программы, мне кажется, пройдет достаточно гладко. Что касается первых шагов нового правительства и того, что оно делает — во-первых, надо понимать, что был революционный период, период прихода к власти.
Это сопровождалось некоторыми перипетиями, так как господин Пашинян и блок, который он представляет, желали сделать таким образом, чтобы переход был бы законным и согласно букве закона, а парламент не был взят штурмом. По Конституции Армении, два раза должно пройти голосование за премьера, для того чтобы парламент был распущен. Потом были новые выборы. Потом новый парламент избрал премьер-министра. И так далее. Это все требовало времени.
С другой стороны, есть некоторые сложные вещи и процессы, которые очень важны для общества, активно обсуждаются в обществе, касающиеся внутренней политики: это борьба с коррупцией, которая воспринимается как очень серьезная, если не самая серьезная проблема в Армении. Соответственно, неизбежны попытки борьбы с монополиями, олигархами, чтобы оторвать бизнес от политики. Естественно, бизнесмены не исчезают, но они перестают влиять на политику.
Но все это в значительной степени "афтершоки", то есть продолжение борьбы с представителями прошлого режима. Ведь политическая борьба продолжается. И я думаю, что когда будет предъявлена программа, должны начаться действительно более серьезные институциональные изменения, которые должны быть.
Кое-что уже произошло. Уменьшилось количество министерств, некоторые министерства сокращены. Происходит сокращение государственного аппарата. Конечно, происходят и некоторые вещи, в которых есть элемент популизма. Уменьшается количество автомобилей, которые обслуживают правительственных чиновников.
— Что значит "борьба с коррупцией"? В Армении так много олигархов, что за политическими деятелями стоят олигархи? В небольшой стране произошло очень плотное сращение бизнеса с политикой, бизнес лоббирует политиков, а политики позволяют бизнесу делать какие-то незаконные вещи? В Армении борются с коррупцией, как в России, или как-то по-другому?
— Коррупция бывает разная, хотя действительно это всегда сращение бизнеса с политикой. А много или мало — это ведь дело относительное. Конечно, Армения по населению меньше России примерно в 50 раз, а по территории — примерно в 600 раз. Соответственно, масштабы, конечно же, другие. Но в общем сращивание бизнеса с политикой для Армении тоже было достаточно характерно.
И очень многие бизнесмены были представлены в политике. Например, они были парламентариями, некоторые крупные бизнесмены реально были одновременно и государственными чиновниками. Хотя закон это запрещает. Они имели прямое влияние на политику путем различных карманных лоббистов.
Поэтому стоит серьезная задача — оторвать бизнес от политики. Другой вопрос — как это делать. На сегодняшний день пытаются это делать путем наказания конкретных людей-коррупционеров. Но это поверхностно. Коррупция — явление достаточно сложное, комплексное, и просто наказывая конкретных людей, с коррупцией даже чисто политической справиться невозможно.
С ней тоже нужно бороться институционально, повышать транспарентность, открытость распределения лицензий, действительно ликвидировать возможность влияния денег на политику, вытаскивать в открытое налоговое поле уплату налогов крупными бизнесменами и т. д. Я считаю, что воля для этого сейчас есть и все это пытаются начинать делать. А дальше посмотрим, как будет развиваться ситуация.
Читайте также:
Пашинян выиграл и будет ждать решения Трампа