Что искал советник Трампа Джон Болтон в России, встретившись со всеми главными лицами страны, включая президента Владимира Путина? Разногласий? Понимания? Проявлений страха? Заключения "Большой сделки"?
Советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон на текущей неделе встретился с министром обороны Сергеем Шойгу, секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым, главой МИД Сергеем Лавровым и, наконец, был принят президентом России Владимиром Путиным.
Повестка дня особенно не отличалась, обсуждались одни и те же вопросы, это Договор о ракетах малой и средней дальности (ДРМСД), выходом из которого накануне пригрозил Дональд Трамп, договор о Стратегических наступательных вооружениях (СНВ), положение в Сирии, на Украине, в Афганистане, Иранская ядерная проблема и ядерная программа КНДР. Неужели задача Болтона была часами убеждать российских высокопоставленных чиновников в одном и том же, приводя одни и те же аргументы? Это выглядит чрезмерным недоверием к ним или неверием в свои силы. А может быть были другие мотивы? Итоги визита Джона Болтона в Россию комментирует для "Правды.Ру" научный сотрудник отдела евро-атлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Сергей Михайлов.
— Болтон прощупывал возможность разночтений по разным вопросам среди наших политиков?
— Это традиционный американский подход — всегда работать с максимальным количеством участников политического процесса. Я не исключаю, что он пытается нащупать отличия в подходах у наших руководителей по внешней политике, чтобы использовать их в своих целях. Болтон обсуждал еще возможность новой встречи в верхах президентов Трампа и Путина, которая, как предполагается, может состояться после того, как в США пройду промежуточные выборы. Но главное в повестке дня — Договор о РМСД.
— Он действительно потерял свою актуальность в связи с выходом на этот уровень Китая и Ирана, как говорит президент США?
— Нынешняя администрация США выходит из максимального возможного количества международных соглашений. Она хочет максимально развязать себе руки и показать всему миру, что ни от кого не зависит. Недавно Вашингтон объявил о выходе из соглашения по Международному суду ООН, который пришел к выводу, что США нарушают свой же договор 1955 года с Ираном. Договор по Трансатлантическому партнерству просто не был подписан. Заявление Трампа о выходе из ДРМСД является продолжением этой тенденции.
— А Китай? Эксперты говорят, что нет проблем включить в ДРМСД Китай, договор открыт, в принципе, к подключению любых стран.
— Теоретически, конечно, он открыт. Если бы Китай, Россия и США захотели бы заключить такое трехстороннее соглашение, то что им мешало бы? Но с практической точки зрения это означало бы, что Китай подписался бы под уничтожением целого класса своих вооружений. Я не берусь рассуждать за китайское руководство — нужно им это делать или не нужно, но они должны были бы в ответ получить какие-то гарантии.
С точки зрения США, Китай в последнее время очень активно развивает этот класс ракет, который якобы угрожает США. А каким образом? Это же ракеты дальностью до 5500 км, они с трудом долетят до Гавайских островов — и только. Если США и угрожает китайское вооружение, то это межконтинентальные баллистические ракеты.
Дело в другом. Выход из ДРМСД — это еще один шаг в русле политического, военного, психологического давления на Китай и на Россию. В последней стратегии национальной безопасности, принятой в декабре 2017 года, Россия и Китай прямо объявлены главными стратегическими соперниками США. Кроме того, там сейчас разгар предвыборной компании. Обе ведущие партии соревнуются, в доказательстве того, что они самым ярым способом отстаивают американские интересы.
В атмосфере легкой истерии, которая все больше и больше развивается на политической сцене США, такие действия вполне логичны. Хотя с военной точки зрения, лично я, не вижу здесь никакой логики. У США есть ракеты средней дальности морского базирования. Это широко известные "Томагавки", это десятки, сотни таких ракет, которые нивелируют отсутствие этого сегмента вооружений на суше.
— Почему бы России не поддержать американцев, это было бы не банально и поставило бы на место Китай? Тогда и в Европе у нас появятся новые рычаги воздействия. Не случайно европейцы против выхода США из ДРСМД.
— Это будет очередной этап гонки вооружений, резкое ослабление стратегической стабильности в мире. Это формирование неуверенности в том, как будут развиваться события. Допустим, сейчас США разместят новую военную базу в Польше. Но одно дело просто базу сухопутных войск, хотя это тоже вопрос, вызывающий неприятие со стороны России, Белоруссии и так далее. А другое дело, если речь пойдет о размещения на этой базе ракет средней дальности, которые будут нацелены на территорию России с подлетным временем к Москве меньше 10 минут. Безусловно, Россия сможет создать соответствующие виды вооружения, нацелить их в ответ, но нужно ли ей такое резкое ухудшение политической стабильности? Я думаю, это не в интересах Москвы в любом случае.
Сейчас многие аналитики говорят о "Большой сделке" между Россией и США, возможно, именно этим вызвана такая многогранность контактов Бодтона. Как сказал "Правде.Ру" главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев в американскую политику впервые за последние сто лет пришли миллиардеры, крупные деньги Уолл-стрит, Трамп — это первая ласточка. "Приходят люди, которые многое могут переломать, и они уже начали ломать стены экономических отношений, систему безопасности, различные договоренности. Это принцип формирования нового правящего политического класса, поэтому так раскачивается политическая лодка. С этой точки зрения, нам нужны такие отношения, которые долго будут оставаться в тени", — сказал Владимир Васильев "Правде.Ру".
Читайте по теме: Трамп пообещал наказать Путина за мощные ракеты
США vs РФ: Трамп пугает Москву "звездными войнами"
Global Times: Китай разместил новейшие МБР у российской границы