Во время трехдневного визита в Москву президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси выступил в Совете Федерации. Он начал свое выступление с традиционных для восточных политиков слов "во имя Аллаха Милостивого".
При этом его европейский костюм и галстук указывали на то, что египетский президент придерживается современной, либеральной версии ислама, иначе он предстал бы перед российскими сенаторами в одеянии привидения из мультфильма.
Запомнилась его фраза: "Демонтаж понятия "национальное государство" в эпоху глобализации порождает экзистенциальную проблему терроризма". С этим трудно поспорить. Однако одна ли глобализация делает проблему терроризма "экзистенциальной"?
Выступление президента Египта заставило вспомнить состоявшийся минувшим летом в российской столице Международный парламентский форум.
Одной из тем, обсуждавшихся на форуме, стал терроризм. Для участников встречи российские и зарубежные эксперты подготовили детальный доклад о современных тенденциях терроризма.
Эксперты отмечают, что всплеском терроризма были ознаменованы коллапсы авторитарных режимов в странах Ближнего Востока.
Другой базовой причиной взлета террористической активности стала глобализация, вмешательство США и других западных стран во внутренние "кухни" ближневосточных государств.
Аналитики говорят о том, что опора на внешнюю финансовую поддержку, на новые коммуникационные технологии — позволили терроризму вырасти из источников головной боли местной полиции до угрозы человечеству в целом.
Число жертв терроризма демонстрирует стабильный рост, посмотрите на рисунок.
Обратите внимание на "треугольник", вершина которого пришлась на 2001 год — это 11 сентября, Нью-Йорк.
Некоторые аналитики считают террористическую атаку 9/11 не просто символической (с нее начался XXI век), но и своего рода преамбулой к тому, что станет главной катастрофой человеческой цивилизации в нашем столетии.
Обратите также внимание на тенденцию, которую иллюстрирует рисунок: как только снижается число жертв одной группировки, ей на смену приходит новая, пожирающая человеческие жизни с новой силой. Мы имеем дело с преемственностью.
"Основные регионы систематической активности террористов фактически не менялись в течение последних нескольких лет", — говорится в докладе.
Это в первую очередь Сирия и Ирак, где с переменным успехом соревнуются ИГИЛ*, "Хезболла" и "Джейш аль-Фаттах"*, в которую в 2015 году вошла группировка "Джабхат ан-Нусра"*.
Это Афганистан и Пакистан, которые патронирует "Талибан"*, а в последнее время там пытается укрепиться Исламское государство*.
Это Нигерия, где группировка "Боко Харам" координирует свою тактику с ИГИЛ*, это Йемен ("Аль-Каида"*), Сомали ("Аш-Шабаб" и другие друзья человечества), страны Западной Африки, государства Магриба и Египет ("Братья-мусульмане"*, "Аль-Каида"*, террористические сети из соседних регионов).
"Кризисные развивающиеся страны, отягощенные этническими и религиозными конфликтами, чьи центральные правительства ослаблены, а возможности спецслужб и силовых структур ограничены, используются террористами в качестве убежищ и зон перегруппировки", — пишут составители документа, напоминающего отчет о боевых действиях.
К этим наблюдениям можно добавить недавно прозвучавшие в эфире английской версии арабского телеканала "Аль-Джазира" слова преподавателя общественных наук суданского Университета Хартум профессора Мохамеда Махджуба Харуна.
Профессор подчеркнул, что ближневосточный регион является одним из самых "молодежных": порядка половины населения 400-миллионного арабского мира составляют молодые люди до 25 лет.
А масштабная и неконтролируемая урбанизация, кризис рынков труда и другие социально-экономические неурядицы порождают в сознании арабской молодежи неоправданные ожидания, подталкивая к радикальным действиям…
Из этих уголков мира волны террора катятся по всей планете вместе с волнами страждущих мигрантов.
"Международные террористические группировки осуществляют целенаправленное проникновение в развитые страны в целях вербовки сторонников и бойцов, поиска новых источников финансирования (в основном, пожертвований).
Силами сформированных "на местах" террористических ячеек им удается осуществлять резонансные и жестокие теракты против мирного населения (в Мадриде в 2004 году — 192 жертвы, Лондоне в 2005 году — 52 жертвы, Париже в 2015 году — 130 жертв, в аэропорту и метро Брюсселя в 2016 году — 33 жертвы, взрывы в метро Санкт-Петербурга в 2017 году — 15 жертв и другие)", — говорится в экспертном докладе.
На что живут и работают террористы?
Авторы отмечают, что глобализация террористических сетей привела к их тесному сращиванию с международным оборотом криминальных денег. Террористы играют в этих корпорациях роль силовых структур.
Их покровители торгуют полезными ископаемыми и наркотиками. Штабы террористов активно пользуются современными финансовыми инструментами, в первую очередь криптовалютами.
Разработчики доклада утверждают, что "финансовая база террористов растет за счет глобализации и диверсификации сети пожертвований и повышения надежности системы платежей".
Вот сколько они приблизительно зарабатывают:
"Исламское государство"* — 2.000 миллионов в год.
"Талибан"* — 400 миллионов.
"Аль-Каида"* — 250 миллионов.
(Источник: Global Terrorism Index 2017).
Терроризм стал бизнесом, приносящим сверхдоходы.
По мере роста доходов растет количество жертв терактов. Бизнес предполагает и обратную пропорцию: больше трупов — больше доходов. Выстраивается логическая цепочка, на основе которой будут разворачиваться события XXI столетия.
Благополучатели такого сценария хотят продолжения противостояния России и Запада, а также той части мусульманского мира, для которой религиозная вера не является диагнозом.
Чем выше градус вражды — тем выше доходы идейных и административных спонсоров терроризма.
Обмотанные в черные саваны бородатые мужчины не замечают причин раздирающих нас склок, не видят между нами разницы. И хотя бы в этом они правы.
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в РФ.
Читайте также:
Тайный механизм работы "боевого наркотика" ИГ* раскрыли американские наркологи
ИГ* планировало взорвать музыкальный фестиваль. Теракт предотвращен