Как может повлиять на взаимоотношения Киева и Будапешта появление в венгерском правительстве должности министра по Закарпатью?
Соседние европейские страны продолжают конфликтовать. Украинский парламент отказывается отменить или хотя бы скорректировать закон об образовании, который вызвал противостояние.
В ответ Будапешт заблокировал отношения Киева с НАТО и грозит аннулировать соглашение об ассоциации Украины и Евросоюза.
Одновременно этнические закарпатские венгры продолжают получать паспорта от Будапешта, который, в свою очередь, создает министерство по развитию Закарпатской области Украины.
Шеф украинского МИД Павел Климкин выразил глубокую (даже нервную) озабоченность в связи с созданием в венгерском правительстве должности министра по делам Закарпатья, назвав это "недружественным шагом".
Украинские националисты-радикалы даже предложили начать в регионе антитеррористическую операцию, подобную донбасской.
В Будапеште же заверяют, что не претендуют на Закарпатскую область, а лишь оказывают поддержку своим соотечественникам.
"Если страна на своей территории и в сопредельных странах уделяет внимание конкретному вопросу (к примеру, проблеме венгерского меньшинства в Закарпатье), то создаётся должность такого министра.
Таких чиновников у нас много в разных странах, например в Словакии. В последнее время любой венгр, обучающий детей в венгерской школе на Украине, получает субсидию и стипендию от правительства Венгрии", — пояснил профессор института социологии Венгерской академии наук Пал Тамаш.
Однако Киев не устраивают подобные разъяснения, а также слова премьер-министра Венгрии Виктора Орбана о том, что он не верит в реалистичность стремлений Украины присоединиться к ЕС и НАТО.
Соответствующую ноту протеста вручили временному поверенному в делах Венгрии в Украине Ласло Папу. Перед этим шеф венгерского МИД Петер Сийярто заявил, что будет препятствовать сближению и даже контактам Киева с Брюсселем, пока на Украине не исправится ситуация с национальными меньшинствами.
Дипломат считает, что страна, стремящаяся в Европу, не должна поддерживать ультранационалистические настроения и идеи. Сийярто однозначно разъяснил, что его позиция не изменится, пока данная ситуация не улучшится.
К чему приведет это противостояние? Возможно, Киев эта ситуация даже устраивает: можно кивать на венгерское противодействие, объясняя отсутствие реальных шагов по приближению к НАТО, которые президент Порошенко даже мечтает внести в конституцию.
Но в таком случае эта инициатива украинского гаранта по его личному устремлению в оба брюссельских офиса — чистый воды популизм?
"Украинская власть понимает, что в НАТО Украину не возьмут, и все угрозы и действия Венгрии, затрудняющие общение Киева и Брюсселя, ничего не значат для украинской власти, которой более выгодно гнуть свою линию внутри страны, создавать "политическую нацию", чем решать проблемы национальных меньшинств, — полагает политолог Александр Дудчак. — Если идти навстречу пожеланиям, а точнее, законным требованиям венгров, то придется услышать и мнение большинства жителей Украины, которые являются русскоговорящими.
А это затруднит создание монолитного "расово чистого" нацистского государства, даже если половина жителей страны предпочтет уехать из страны, победившей демократию".
"Инициатива президента о внесении изменений в конституцию — это не более чем, предвыборный пиар, рассчитанный на часть центрально-западного электората, которая искренне верит, что вхождение Украины в НАТО решит экономические проблемы и вернёт утраченные территории", — считает политолог Александр Лазарев.
"Но ни натовские адепты, ни даже господин президент не могут повлиять на процесс вхождения, так как это от Украины не зависит.
Буквально недавно, в одном из своих интервью, президент РФ Владимир Путин незыблемо обозначил позицию касаемо продвижения НАТО к границам России, и, как не трудно догадаться, она разнится с заявлениями президента Украины.
А теперь простая арифметика: нужно поставить на весы — по мировой значимости -Украину и Россию и задаться вопросом: пойдет ли совокупный Запад на риски конфронтации с одной из самых сильных армий мира ради удовлетворения желаний украинских элит?
Думаю, ответ не требуется… Что касается остальных наших европейских соседей (в первую очередь Венгрии), которые препятствуют возвращению Украины в "европейскую семью", то тут все очень логично.
Украина для ЕС не имеет экономической ценности, а только политическую, и ту уже почти окончательно утратила. Поэтому все подобные действия направлены на создание локальных разногласий между так называемым "аспирантом" и членами союза, чтобы усложнить защиту первому".
"Весьма близорукая политика Киева в гуманитарной сфере (а это язык, история, культура, религия) привела к тому, что мы рассорились с союзниками и на Западе", — комментирует замдиректора УИАМП Кирилл Молчанов.
"И противостояние с Венгрией будет усиливаться, ибо все неоднозначные гуманитарные решения у нас принимались против России, но получилось так, что нынче они рассорили Украину практически со всеми соседями.
И поэтому сейчас Венгрия и Польша — не наши адвокаты в Европе, а прокуроры, блокирующие интеграцию в ЕС и НАТО.
И ввиду начинающейся избирательной кампании — украинская власть не будет снижать уровень противостояния и идти на уступки, чтобы не показать "слабость" перед избирателями. Ждать улучшения отношений с западными соседями можно лишь после смены власти", — подытожил эксперт.
Постоянные претензии к странам-соседям и выяснения с ними неуклонно ухудшающихся отношений присущи нынешней киевской элите, которая пришла к власти после Майдана и при поддержке Запада. Поэтому в ближайшем будущем нормализации добрососедских отношений ждать, увы, не приходится. А возможно это лишь после смены состава парламента и кабмина, когда там окажутся такие прагматичные политики, как лидер "Украинского выбора" Виктор Медведчук. И тогда можно будет наладить прежние дружеские контакты не только с Россией, но и Белоруссией, Венгрией, Польшей и другими. "Для этого вместо сегодняшних голословных "реформаторов" (которые даже не понимают, о чем они говорят) должны прийти другие люди, которые это осознают и которые это понимают", — считает политик.
И в этом Медведчука поддерживает (как это ни парадоксально!) украинский дипломат Вадим Трюхан, завсегдатай политических ток-шоу на российских телеканалах. В эфире "Россия 1" он заявил: "Лидер "Украинского выбора" — очень сильный политический игрок. Он нынче вышел в публичную плоскость и в отличие от оппонентов предлагает определенный алгоритм действий по восстановлению мира в Донбассе и налаживанию прагматичных добрососедских отношений Украины с Россией и другими странами".
Руководитель фонда "Украинская политика" Константин Бондаренко весьма иронично прокомментировал эту ситуацию: "Считаю, что в свете современных украинско-венгерских отношений Петр Порошенко должен обратиться к Реджепу Тайипу Эрдогану с предложением создать совместный оргкомитет по празднованию 500-летия Битвы при Мохаче, которая состоялась 29 августа 1526 года.
Она имела важное политическое значение: венгерские войска были наголову разгромлены армией султана Сулеймана. Юный король Лайош утонул в болоте, Османская империя установила своё господство на значительной территории Центральной Европы.
Может, правда, возникнуть вопрос, причем здесь Украина? Во-первых, в битве принимали участие отряды крымского хана (а Крым — это же Украина?).
Во-вторых, в гарем Сулеймана делегировали представительницу украинской нации — Настю "Роксолану" Лисовскую. А какая же победа без ее вдохновляющего влияния на султана?
Одним словом, ответим на недружественные действия Будапешта в традиционном украинском духе — мы же любим отмечать разные годовщины,
Конотоп там или Броды? Зато в Венгрии точно оценят и испугаются. Россия же испугалась?"
Источник фото: commons.wikimedia.org
Читайте также:
Климкин провел "красную черту" и запретил Венгрии ее пересекать