Удержит ли Россия границу по Пянджу и Амударье?

16 октября истекает срок ультиматума президента Таджикистана Эмомали Рахмона криминалитету Горно-Бадахшаской автономии. Возможно, Рахмон хочет навести порядок на Памире, через перевалы которого идет наркотрафик из Афганистана. Но есть и другая угроза — бывший высокопоставленный омоновец республики, а теперь "министр войны" ИГИЛ* собирает в Афганистане отряд. Неужели в Таджикистане намечается "новая Сирия"?

Месяц назад, во время визита в Хорог по случаю Дня независимости Таджикистана, президент отметил, что местные чиновники не могут обеспечить борьбу с наркотрафиком, организованной преступностью и незаконным хранением оружия. Он потребовал "восстановить правопорядок в городе". В случае необходимости президент приказал использовать армию.

Глава исполкома Форума свободомыслящих Таджикистана (ФСТ) и зампред Национального альянса Таджикистана Алим Шерзамонов, живущий в эммиграции, предположил на своей странице в Facebook, что таджикские силовики намерены взять под свой контроль местный наркотрафик, а борьба с преступностью — просто формальный повод для этого.

Другую версию дал политик Дододжон Атовуллоев. Он считает, что бывший полковник МВД Таджикистана Гулмурод Халимов, а сегодня "министр войны" ИГИЛ* собирает силы в Афганистане для подготовки рейда в Таджикистан. Если это так, то не станет ли Таджикистан "новой Сирией", что приведет к беспощадной войне и напрямую коснется России, которая держит в стране военную базу?

Заметим, что в этой постсоветской республике в 90-е годы в результате этнической и клановой войны погибло более 60 тысяч человек. Любой политический кризис в Таджикистане грозит неконтролируемым насилием. Сторонники ИГИЛ* еще три года назад заявили о создании в Центральной Азии провинции "Вилаят Хорасан"*. Хорасан известен как часть средневекового арабского халифата, включавшая в себя нынешний Афганистан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, а также несколько регионов Ирана. Москва подчеркивала, что исламисты наиболее опасны для Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, так как эти страны имеют общую границу с северными провинциями Афганистана, где фиксируются массовые скопления боевиков.

В регионе до сих пор стараются не драматизировать ситуацию, убеждая Москву, что сами справятся с угрозой. Добавим, что Халимов — бывший полковник таджикского ОМОНа покинул Таджикистан весной 2015 года и присоединился к ИГИЛ*. Весной 2017 года он уже командовал обороной Мосула — столицей иракской части исламистского халифата. После этого Халимов был назначен "министром войны", отвечающим за все военные операции ИГИЛ*.

Как сказал "Правде.Ру" директор по культурным, научным и образовательным проектам Центра традиционных культур Александр Собянин, "Халимов не будет прорываться в Таджикистан". Главная задача, которая поставлена перед ним, — это нанести военное поражение "Талибану"* "хотя бы на севере Афганистана". "Талибан", — пояснил "Правде.Ру" эсперт, — находится под пакистанскими генералами и некоторыми высшими афганскими лидерами". За последнее время группировка не только усиливается, но становится доминирующей силой в Афганистане и "получила возможность дипломатически реабилитироваться через ташкентскую инициативу".

Эксперт "Правды.Ру" напомнил, что в августе-сентябре Ташкент проявил активность, "поддерживаемую частично русской дипломатией", в установлении диалога с "Талибаном"* без предварительных условий. Это якобы поможет установить мир в регионе и ликвидировать угрозу от ИГИЛ*, который хочет прорваться в сторону Центральной Азии.

По мнению Александра Собянина, "исламистская угроза сегодня не является непосредственной для стран региона". Таджикистан и Узбекистан вполне с ней справятся. А если удар и будет, то он не может нанести никакого настоящего ущерба, потому что армии этих республик "колоссально крупнее". А, во-вторых, Россия "четко пообещала" любую военную и военно-техническую помощь "независимо от позиции ОДКБ".

"Граница по рекам Пяндж и Амударье — это абсолютно надежная граница, которую держит Россия. Через нее могут быть прорывы, но никакой настоящей угрозы смены режимов через смычку тайных исламистов на территории среднеазиатских стран и внешнего исламистского вторжения нет", — заметил эксперт в интервью "Правде.Ру".

России и среднеазиатским республикам, по словам Александра Собянина, надо сосредоточиться на помощи Афганистану, "который в последние годы разворачивается в сторону России, хотя там стоят оккупационные войска США и коалиции". Афганская элита хочет развивать собственное государство, ей нужен мир, и она видит, что это невозможно без России и Средней Азии.

По мнению эксперта "Правды.Ру", ультиматум Рахмона "криминалитету" Горного Бадахшана связан с "придавливанием местных элит". Местная элита изобразила покорность, сдает оружие, "но там этого оружия столько, что можно годами сдавать". "Никакой угрозы боестолкновений в Таджикистане нет. Все они между собой прекрасно договорятся", — заметил политолог в беседе с корреспондентом "Правды.Ру". С наркотрафиком же справиться не удастся, пока в Афганистане и Таджикистане хозяйничают американцы. "Они строят мосты, но и налаживают контрабанду, и не только наркотиков", — заключил эксперт в интервью "Правде.Ру".

* Запрещенные в России террористические организации.

Читайте по теме:

Военная база России в Оше — форпост в Центральной Азии

Тревога в ОДКБ: талибы готовят вторжение в Таджикистан?

Таджикистан пережил переворот?