Английские клубы - гротеск и тайны за респектабельным фасадом

Англия — родина не только футбола, но и клубов. Как у популярной спортивной игры были свои предшественники, так и среди классических английских клубов можно отыскать разнообразные, порой гротескные их разновидности. 

Погуглив в интернете слово Hellfire, мы отыщем либо упоминание об американской ракете класса "воздух-поверхность", либо — жиросжигатель для похудения. Счастливчику улыбнется удача, и он найдет несколько мест, которые все еще связаны с клубом Hellfire. Речь идет о West Wycombe Park, лондонском пабе George and Vulture и Mountpelier Hill за пределами Дублина. Известно, что они были местом встреч группы, называемой Hellfire Club, но благодаря своим молчаливым членам, об этом сообществе рассказывают столько же басен, сколько и подлинных историй.

В противоположность чопорным и элитарным английским клубам, в 1719 году Филипп Уортон (Philip Wharton), который впоследствии сделался герцогом, а затем Фрэнсисом Дэшвудом (Francis Dashwood, 11th Baron le Despencer), основал клуб-пародию на прочие клубы джентльменов.

"Клуб адского пламени" удовлетворял одной из основных потребностей англичан — шокировать общественность. Отцы-основатели придерживались принципа, изложенного в романе Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", — Fais ce que tu voudras ("Делай, что хочешь"). Согласно информации The Daily Beast, их умопомешательство было следствием неумеренного употребления алкоголя (в основном кларета и портвейна) и наркотиков (в основном лауданума и опиума).

Члены клуба много спали, резались в карты и триктрак, но когда хотели серьезно прикоснуться к адскому огню, то отправлялись в Ирландию. Дошло множество темных слухов. Завсегдатаев клуба Hellfire обвиняли в том, что они практикуют сатанизм, занимаются демоническими оргиями, а местная ирландская газета даже написала, что для участия в карточных играх они приглашали самого дьявола.

Скорее всего, собиравшиеся, как правило, в таверне Cork Hill's Eagle аристократы подсмеивались над церковными обрядами, осуждали религию в духе французских энциклопедистов, кутили и устраивали непотребства с проститутками. Хотя некоторые их выходки и проделки трудно считать безобидными шутками. Один из членов клуба, Генри, четвертый барон Барри из Сантри (Henry, the fourth Baron of Barry of Santry), заставил прикованного к постели слугу спустить бутылку бренди, а затем поджег его. Лакей сгорел заживо, а Генри купил молчание тех, кто знал об этом.

Свои клубы создавали как родовитые представители истеблишмента, так и сельские жители. В шотландской глубинке люди, обладавшие навыками наездников, считали себя едва ли не волшебниками. По одной информации, Horseman's Word (известное также под названием Society of Horsemen — "Общество всадников") появилось в середине XVII столетия, по другой — в начале XIX века. Это тайное общество, возникшее в северо-восточной Шотландии, а затем распространившееся как на другие части Шотландии, так и на юг — в Восточную Англию, открывало свои двери только лучшим из лучших.

С практической точки зрения эта закрытая группа действовала как профсоюз коннозаводчиков (кстати, это еще один вариант перевода слова horsemen, равно как и конник, наездник) и хранилище знаний, которые помогали содержать и выращивать ценные породы лошадей.

Это было вызвано тем, что к началу позапрошлого столетия тяжелоупряжные породы лошадей стали главными рабочими животными в сельскохозяйственных районах Северной Шотландии, заменив быков во внутренних районах Абердина и Мори-Ферта, а также пони в Кейтнессе и на Оркнейских островах. Частью их реального успеха было, скорее всего, приготовление лосьонов, мазей и смешение ароматов, которые бы делали лошадей, а возможно, и женщин — более кроткими и послушными.

Члены "Общества всадников" придерживались квазирелигиозных церемоний, использовали масонские жесты, рукопожатия и пароли. Впрочем, большого секрета тут нет. Известно, что "всадники" употребляли условное зашифрованное выражение: Both As One — "Оба (тот и другой) как один". Они также обещали гуманно относиться ко всем лошадям.

Часть исследователей не исключает, что практиковалось и колдовство. В Восточной Англии членов общества, наделенных подобными полномочиями, иногда называли Horse Witches — "Лошадиными ведьмами". Члены общества давали клятву, что в наказание за раскрытие секретов их разорвут на части лошади.

Bullingdon Club — престижный клуб для студентов Оксфордского университета, хотя и не признанный таковым официально. Изначально Буллингдон клаб был спортивным клубом для занятий крикетом и верховой ездой. Состоять членом этого клуба довольно накладно: потребуется заказать у портного индивидуальную униформу, регулярно потчевать гурманов. Немалых денег может стоить и традиция оплачивать ущерб на месте. Члены клуба славятся своими погромами ресторанов и кампусов.

Некоторые члены Буллингдона стали частью британского политического истеблишмента. К ним относятся бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон, бывший канцлер казначейства Джордж Осборн, бывший министр иностранных дел Борис Джонсон и член парламента, нынешний министр по вопросам охраны порядка и пожарной службы Ник Херд. Количество членов клуба ограничено 12 участниками, однако британская ежедневная газета The Daily Telegraph заявила, что в 2016 году в клубе насчитывалось всего два члена, и желающих больше не было.

В 2004 году британскими СМИ впервые были опубликованы шокирующие новости про похождения членов Буллингдона. Юные мажоры громили деревенские пабы и ресторанчики, сжигали 50-фунтовые купюры на глазах у бездомных. Как подсчитала Guardian, некоторые члены клуба тратили на шампанское и оплату ущерба от повреждения имущества до £10 000 в год.

Источник фото: Википедия

Читайте также:

Дэвид Кэмерон: Членство со свинячим пятачком