Десять лет назад, в день открытия пекинской Олимпиады, президент Грузии Михаил Саакашвили приказал предпринять военную авантюру, которая завершилась "принуждением к миру" и потерей пятой части территории страны.
Война закончилась 12 августа взятием российскими войсками родины Сталина — грузинского города Гори, расположенного в 90 км от Тбилиси. Через четыре дня президент России Дмитрий Медведев подписал так называемый план Медведева-Саркози по урегулированию грузино-осетинского конфликта, его также подписали главы Абхазии, Южной Осетии и Грузии.
Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и прекратил авиасообщение. Сухум и Цхинвал объявили о своём суверенитете, и его признали в Кремле. Грузия полностью потеряла контроль над Абхазией и Южной Осетией, который, впрочем, и до этого был номинальным. В том числе — и над частью нефтепровода Баку — Супса.
Кроме того, южная точка новой республики — село Орчосан — находится в полукилометре от главной грузинской автотрассы, соединяющей Азербайджан, Армению и Тбилиси с западом страны — портами Поти и Батуми. Учитывая наличие в Южной Осетии (как и в Абхазии) российской военной базы, этот факт не может не нервировать и не учитываться властями Грузии.
После бегства Саакашвили — новые правители, хотя и не питали больших симпатий к России, но всё же стали проводить более разумную политику в отношении северного соседа. И постепенно лёд в российско-грузинских взаимоотношениях немного начал подтаивать. В 2013 году Москва сняла торговое эмбарго, и грузинский экспорт в Россию достиг $190 миллионов. Ранее, в 2012-м Тбилиси односторонне отменил визы для граждан России. В сентябре 2014-го возобновились регулярные авиаперелёты. Всё это в совокупности суммировалось в 1,4 миллиона россиян, которые в 2017 году побывали в Грузии. А это весьма привлекательно и радостно для грузин — туризм приносит стране 20% ВВП — $2,7 миллиарда.
Сюда же надо добавить и популяризацию в России грузинской культуры и кухни: за эти годы в России значительно больше стало общепита, предлагающего блюда грузинской кухни. К примеру, только в Москве из числа всех кафе и ресторанов таковыми декларируют себя примерно 8% заведений. Наблюдаются робкие шажки навстречу и в Грузии: в 2015 году около 31% граждан страны высказывалось за вступление в Евразийский экономический союз.
Каковы нынче перспективы российско-грузинских отношений с украинской точки зрения? Как стало возможным, что авантюриста, признанного на родине преступником, назначили на Украине губернатором? И почему беглеца Михо не устраивает жизнь у жены в Нидерландах, и он мечтает вернуться, причем на Украину, а не в Грузию?
"С Саакашвили как раз всё предельно понятно: ему нужна территория как полигон для приложения своих усилий и получения прибыли", — считает экс-нардеп Украины Александр Голуб. "Территория, с которой его будет мало что связывать, и которой он ничем не обязан. Более того, такая ситуация устраивает и тех игроков из-за океана, которые стоят у него за спиной. Марионетка без лишних сентенций и сожалений выполнит любое поручение, какое ему дадут. Грузины всё-таки за все эти годы раскусили Михо, и доверия к нему уже нет. А украинское общество разобщено, дезориентировано и все ещё наивно — идеальная жертва и подходящий объект. По-другому Саакашвили на Украину и её людей не смотрит", — комментирует эксперт.
"Отношения США и Турции испортились, обстановка в Украине нестабильная, Болгария не будет уничтожать свой курортный черноморский потенциал милитаризацией побережья, в Румынии экономическая и политическая ситуация начинает накаляться, поэтому Грузия остаётся важнейшим плацдармом для продвижения и укрепления позиций НАТО в причерноморском регионе. Это объясняет усилия ЕС и США на удержание политики Грузии в формате агрессивной враждебности по отношению к России, — говорит публицист Елена Маркосян. — Однако в самой Грузии ситуация меняется. В то время как политическое руководство придерживается жёсткой антироссийской риторики, отношение простых людей склоняется в сторону возобновления экономических, культурных и политических контактов с северным соседом. Об этом свидетельствует и последняя встреча Владимира Путина с Нино Бурджунадзе".
"Поэтому резкий поворот в заявлениях и действиях Саакашвили не случаен. Он — фигура не самостоятельная, и когда социологические исследования показали серьёзный крен общественного мнения Грузии в сторону нормализации отношений с Россией, Саакашвили снова понадобился в качестве персоны, способной повлиять на политические процессы в этой стране, — напоминает писательница.
"В этом году в Грузии состоятся президентские выборы. Саакашвили как осуждённый преступник не сможет принять в них участие, но влияние на кампанию он сохраняет. Задачи, стоящие перед ним, несложные, и при помощи западных кураторов он, безусловно, получит возможность излагать "свою" позицию и влиять на кампанию, апеллируя к болезненным темам поражения в войне и потери территорий. Так что до окончания избирательной кампании ждать от него активного вмешательства в украинскую политическую тематику не приходится. А вот после выборов, вероятно, он снова выпрыгнет как шут из табакерки со своими разоблачениями и "любовью" к Украине", — прогнозирует Елена Маркосян.
"Перспективы грузинско-российских отношений напрямую зависят от того, насколько жизнеспособной окажется та модель государства и его экономики, которые в Грузии по рецептам глобалистов Запада реализовали Михо Саакашвили его команда", — полагает киевский публицист Владимир Скачко.
"Полный отрыв от России, уничтожение индустрии, умеренное и ограниченное сельское хозяйство, превращение в некий обманный туристический регион, завязанный на Чёрное море, валютно-конвертационный и офшорно-отмывочный пункт размером с государство, открытая сервисная экономика — вот контуры той "новой" Грузии, которую и строили "саакашисты". Многое им удалось, но не всё.
И сейчас Грузия при якобы антисаакашистских руководителях не хочет рвать связи с Россией, но и от Запада хочет получать подачки за выполняемую роль "антироссийского форпоста" и русофобского тарана на Кавказе.
Перспективы страны и их "окрас" и зависят от того, какое направление в экономике Грузии победит или хотя бы пересилит. И не важно, кто будет при власти — в Грузии ещё долго не будет истинно пророссийских политиков, у них для этого экономической основы нет, а братство народов — это категория — мощная на словах, но эфемерная на деле", — прогнозирует политический обозреватель.
"Можно по-разному оценивать заслуги и "подвиги" Саакашвили, но, скорее всего, все его действия на посту президента Грузии и главы одесской обладминистрации можно назвать одним словом — популизм, — говорит Александр Охрименко.
"Грузия пострадала от того, что у них был президентом Саакашвиили. После всех его выходок, направленных на разрыв деловых и экономических отношений с Россией, Грузия только проиграла. Абхазия и Южная Осетия быстрее бы вернулись в состав Грузии, если бы Саакашвили показал реальные реформы и рост экономики, при котором абхазы и осетины захотели бы жить в Грузии. А вместо этого — обычные авантюры и много пиара. Сейчас власть Грузии пытается восстановить торговые связи с Россией, но получается слабо: разорвать легко, а вот восстановить тяжело. Это грозит и Украине: даже после смены власти у нас наладить торговлю с Россией уровня 2013 года будет сложно", — констатирует президент украинского аналитического центра.
"Возвращаясь к личности Саакашвили, нужно также сказать, что он был подневольным агентом влияния США и остаётся таковым до сих пор", — напоминает политолог Александр Лазарев. "По этой же причине упомянутый политик не противоречит пожеланиям Вашингтона и вынужден их выполнять даже себе в ущерб. Рассматривая вопрос с этой точки зрения, становится ясно, почему он согласился на авантюру с "Олимпийской войной", почему участвовал в украинском шоу. Судите сами: разве на пост губернатора его назначали исходя из профессиональных качеств? Или, может быть, на реальной конкурсной основе? Не думаю. А скорее, по той причине, что он свой в определённых кругах", — заключает эксперт.
"Саакашвили — это универсальный солдат Запада. То, что он делал в Грузии, может делать в любой стране, "избранной" для реформации по глобалистским сценариям. Вот потому-то он и понадобился на Украине — развалить безжалостно старое и построить новое", — поясняет Владимир Скачко.
"Разогнать старых олигархов и продажных политиков, чтобы не мешали Западу, и, пройдя псевдодемократические процедуры типа выборов, самим стать новой элитой в "завоёванной" стране — украинской по форме, но неоколониальной администрацией по сути. Вот на этот путь и поставили Саакашвили: сначала — губернатором, а потом он метил в премьеры и даже в президенты. Потому-то он и хочет вернуться на Украину, которую ещё будут мучить, а не в Грузию, где он осуждён и где ему могут засунуть ножку от табурета или веник в задницу в тюрьме, как это при нём делали его оппонентам. В Грузии такие вещи помнят, и потому Михо свою задницу просто жалеет. И его можно понять", — резюмирует обозреватель.
Читайте также:
Паника в Грузии: почему Южная Осетия захватила часть нефтепровода Баку — Супса