Ровно 30 лет назад, в эти февральские дни, в Советском Союзе начался один из самых кровопролитных и затяжных конфликтов на пространстве СССР. 20 февраля 1988 года внеочередная сессия народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) обратилась к Верховным Советам Армянской и Азербайджанской ССР с просьбой рассмотреть вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Так начался вооруженный армяно-азербайджанский конфликт, который с 1988-го по 1994 год унес жизни около 20 тысяч человек.
В феврале 1988 года Баку с порога отверг просьбу Степанакерта (Ханкенди) о передаче области в состав Армении. Но Ереван, напротив, поддержал эту идею. С этого момента начинается вражда двух советских республик в составе единого СССР — Армении и Азербайджана. Вслед за карабахским вспыхнули другие межнациональные конфликты — грузино-абхазский, осетино-ингушский и конфликт в Приднестровье. Так в одночасье рухнул миф о "нерушимой дружбе народов" в Советском Союзе.
Первые вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами начались осенью 1988 года, когда из Армении и Азербайджана началось массовое изгнание азербайджанцев и армян. Чуть позже в НКАО были созданы вооруженные армянские отряды, которые вели боевые действия с ОМОНом и армией Азербайджана. В мае 1992 года боевые действия вышли за пределы Нагорного Карабаха, и в условиях глубокого политического кризиса в Баку армянские войска оккупировали семь районов, прилегающих к бывшей НКАО: Кельбаджар, Лачин, Зангелан, Кубатлы, Джебраиль, Физули и Агдам.
В феврале 1988 года Армения обвинила Азербайджан в "геноциде" армян Сумгаита, где, по данным Генпрокуратуры СССР, были убиты 26 армян. Но Ереван утверждает, что погибли не менее сотни жителей города. Азербайджан, в свою очередь, требует от международного сообщества привлечь Армению к ответу за "геноцид" азербайджанцев, совершенный в феврале 1992 года: тогда в карабахском поселке Ходжалы в результате нападения армянских вооруженных формирований погибли и пропали без вести несколько сот азербайджанских мирных жителей.
В мае 1994 года при посредничестве России в Бишкеке Азербайджан и Армения подписали соглашение о прекращении огня. Таким образом острая фаза вооруженного конфликта была заморожена. С 1988-го по 1994 год в армяно-азербайджанском конфликте погибло по меньшей мере 20 тысяч человек. В настоящее время прекращение огня на линии фронта продолжает действовать, но обе стороны не исключают возобновления боевых действий. В апреле 2016 года в зоне конфликта возобновились самые настоящие бои, но через несколько дней стороны вновь заявили о перемирии. Тем не менее ситуация остается взрывоопасной. И Баку, и Ереван наращивают свой военный потенциал и готовятся к войне.
Пока ни Азербайджан, ни Армения не хотят идти на уступки. Армения говорит, что вывод армянских войск из азербайджанских районов возможен только после признания Азербайджаном независимости Нагорного Карабаха. Азербайджан же требует обратный порядок — сначала вывод армянских войск и лишь затем уже обсуждение будущего статуса Нагорного Карабаха.
Эксперты в Баку и Ереване считают, что США и Евросоюз заинтересованы в сохранении нынешней ситуации замороженного конфликта, чтобы использовать карабахский фактор как рычаг давления на обе противоборствующие стороны.
По мнению наблюдателей, в создавшейся в зоне конфликта взрывоопасной ситуации виновата Минская группа ОБСЕ, созданная в 1992 году для мирного урегулирования этого конфликта. За минувшие 26 лет Минская группа так и не смогла развернуть в регионе армяно-азербайджанского противостояния мониторинговую миссию ОБСЕ на постоянной основе, как это было сделано в Донбассе.
По вине Минской группы в Карабахе и вокруг него на линии фронта в настоящее время нет никаких механизмов контроля за соблюдением Бишкекского протокола о перемирии, которое действует с марта 1994 года.
Как считают военные эксперты, для поддержания мира в регионе в зоне конфликта нужно создать нейтральную зону шириной в несколько километров, в которой на первом этапе будут размещены мобильные мониторинговые группы ОБСЕ.
На втором этапе в эту санитарную зону с согласия конфликтующих сторон можно было бы ввести смешанные миротворческие силы из числа стран, не граничащих с Арменией и Азербайджаном.
На третьем этапе необходимо приступить к полномасштабным переговорам с целью подписания рамочного мирного договора между Арменией и Азербайджаном. В этом документе стороны должны пойти на компромиссные шаги по разрешению конфликта.
Самый сложный вопрос в предстоящем урегулировании — это статус Нагорного Карабаха. В настоящее время даже правительство Армении не признает его независимость, так как эта бывшая автономия не является стороной переговоров.
При этом в Ереване открыто заявляют, что только после того, как Баку признает независимость Нагорного Карабаха, армянские войска освободят семь районов Азербайджана, прилегающих к бывшей НКАО.
Естественно, Ильхам Алиев ни в коем случае не согласится на признание Нагорного Карабаха, ибо это привело бы к политическому кризису в Баку.
Таким образом, сегодня переговорный процесс по Карабаху зашел в тупик, но ни Россия, ни Евросоюз, ни США, внимание которых приковано к Сирии, Украине и КНДР, не проявляют особого интереса к конфликту Армении и Азербайджана.
Так что можно сделать неутешительный вывод: в ближайшие несколько лет взрывоопасная ситуация в карабахском регионе сохранится.
Читайте по теме:
Секретный план по Карабаху: почему США предали его огласке?
Россия и Запад не допустят новой войны между Арменией и Азербайджаном