Битва гигантов: по зубам ли Трампу Си Цзиньпин

Санкции против Москвы не в интересах Трампа-бизнесмена. Экономика России — не конкурент американской, чего не скажешь об экономике Китая. Трамп начал торговую войну с Си Цзиньпином, в ближайшее время он введет против Пекина санкции. Какие выводы надо сделать России?

Не Россия, а Китай — главный соперник Трампа

Небрежно составленный "кремлевский список" Минфина США говорит о том, что это или "троллинг" конгресса, или полное непонимание последствий. Одно из них — это усиление сплоченности российского общества перед президентскими выборами. Не случайно Владимир Путин уже сформулировал тезис о том, что санкции Вашингтона против российского бизнеса будут направлены "против всех 147 миллионов россиян".

Еще один плюс "списка" — это неясные дальнейшие правила сохранения российских капиталов на Западе, что приведет к резкому сокращению его оттока и даже возвращению в Россию. Москва привыкла к прямой конфронтации с Западом, а вот Пекину придется себя показать.

Трамп дал понять Си Цзиньпину, что Китай является его ключевым стратегическим противником. Выступая во вторник с посланием к конгрессу "О положении дел в стране", президент США поставил КНР на первое место среди "соперников", "которые бросают вызов нашим интересам, нашей экономике и нашим ценностям".

В докладе о новой американской "Стратегии в области национальной безопасности" Китай обозначается как "стратегический конкурент", который стремится подорвать безопасность и процветание США за счет "использования экономических стимулов", чтобы "убедить другие государства прислушаться к его политическим установкам".

В прошлогоднем докладе конгрессу "О соблюдении правил ВТО в Китае" Пекин обвинялся в "широкомасштабном хищении интеллектуальной собственности" США и кибершпионаже с причинением потерь на "сотни миллиардов долларов".

Трамп не блефует

Все эти обвинения предполагают скорое введение санкций против Китая. И движение в этом направлении уже началось. В августе прошлого года США инициировали внутреннее расследование по статье 301 Закона о торговле в следующих областях: защита прав интеллектуальной собственности, инноваций и технологий.

Ведется расследование по статье 232 того же закона об угрозе национальной безопасности "недобросовестным импортом стали", это также затрагивает Китай — крупнейший в мире производитель и экспортер этого металла.

В соответствии с тем же законом Трамп в середине января ввел импортные пошлины на китайские стиральные машины и солнечные батареи. Казалось бы — мелочь, но она открывает дорогу для усиления конфронтаций между крупнейшими взаимозависимыми экономиками мира, пишет South China Morning Post.

Специалист вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Скотт Кеннеди сказал газете, что американский лидер явно планирует принять односторонние меры, которые существенно повлияют на китайско-американские торговые и инвестиционные связи. "Трамп не блефует. Вопрос уже не в если, а в когда", — утверждает эксперт.

По мнению китайских аналитиков, помимо введения пошлин и тарифов на импорт китайских товаров, ограничения будут наложены на инвестиции китайских фирм в США, экспорт американских технологий в Китай и выдачу виз китайским техническим специалистам. 

Что ответит Китай

Пекин может, например, подать иск против США за нарушение правил Всемирной торговой организации (ВТО), блокировать импорт американской продукции, отложить уже согласованные торговые сделки или ввести тарифы на некоторые экспортные поставки из Штатов в Китай.

Пекин также может начать "кампанию патриотов по бойкоту продуктов США", как это было сделано с Японией и Южной Кореей, или "угрожать сбрасывать казначейские облигации США", предполагает Керри Хуанг в статье на страницах South China Morning Post. Автор публикации напоминает, что Китай является крупнейшим держателем американских долгов, и обвал этого рынка грозит "крахом финансовой системе США".

Борьба за гегемонию

Торговые войны между США и Китаем нанесут ущерб транснациональным компаниям. Разорвутся многие производственные цепочки, что заставит мировой бизнес искать новые устойчивые варианты инвестиций (неслучайно акции российских компаний сейчас пользуются большим спросом).

Но к тому же эти торговые войны заставят азиатский регион определяться с выбором, и это очень непростой вопрос.

Трамп на форуме в Давосе заявил, что намерен для ограничения роста Китая добиваться поддержки таких стран как Япония, Индия и Австралия. Тем не менее далеко не ясно, обладает ли Америка достаточным влиянием и средствами, чтобы держать амбиции Си Цзиньпина под контролем.

Все больше стран Азии полагает, что регион неизбежно движется к китайской гегемонии. Пекин своим проектом "Один пояс, один путь" уже втянул в сотрудничество более 65 стран мира с общими вложениями в размере 900 миллиардов долларов. Америка же не может себе позволить такие проекты, как план Маршалла. Ее могущество угасает. И это выгодно России.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru