Газета Haberturk приводит заявление главы "Ростеха" Сергея Чемезова о скором подписании с Анкарой соглашения о военно-техническом сотрудничестве. В соответствии с этим соглашением Россия до передачи С-400 может запросить базу в Турции и разместить на ней своих военных.
Информация о возможном размещении в Турции российской военной базы вызвала большой резонанс на Западе. Еще бы. Она может появиться на территории страны-члена НАТО. Сама постановка вопроса звучит странно: может ли страна, входящая в Североатлантический союз, размещать на своей территории войска другой страны, которая в настоящее время находится в состоянии соперничества и даже холодной войны с НАТО?
Некоторые эксперты предположили, что президент Турции Реджеп Эрдоган мог дать согласие на размещение в своей стране российской военной базы, так как он был возмущен недавней показательной акцией НАТО.
В ноябре волну возмущения в Турции вызвало сообщение о том, что на учениях Североатлантического альянса в Норвегии военнослужащие соорудили стенд с именами "условных противников", на который попали Эрдоган и основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Их фото были обозначены как мишени для стрельбы на учениях. Возмущенный турецкий лидер в тот же день отозвал своих военных с учений НАТО.
Таким образом, постепенно дистанцируясь от НАТО, Анкара сближается с Москвой. Турецкие СМИ пишут о заинтересованности Анкары в обеспечении совместно с Россией безопасности воздушного пространства вдоль оси Крым — Черное море — Турция — Сирия.
Турецкие СМИ сообщают также, что Эрдоган сильно обижен на Дональда Трампа за то, что тот сразу после своего избрания на пост президента США дал добро на поставку тяжелых вооружений курдским повстанцам в Сирии, которых Анкара воспринимает как террористов. И хотя недавно Трамп отменил это решение, осадок в двусторонних отношениях остался.
Тем более что Пентагон, несмотря на прекращение поставок оружия курдам, продолжает с ними сотрудничать. Разведка Турции докладывает: США с одной стороны оказывают курдам Сирии значительную поддержку с воздуха, с другой — поддерживает курдских повстанцев средствами технической разведки, способными нейтрализовать ВС Турции. Анкара с помощью С-400 рассчитывает пресекать операции, проводимые центральным командованием США совместно с курдскими отрядами народной самообороны.
Сообщения о возможном размещении в Турции военной базы России категорически опроверг министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Выступая на пресс-конференции в Анкаре, он также сообщил, что контракт о поставках С-400 вступает в стадию реализации. "Подписи по поставкам С-400 Турции могут быть поставлены на этой неделе", — подчеркнул Чавушоглу.
При этом министр признал, что российские военные на какое-то время могут появиться в Турции, но лишь в рамках сотрудничества по совместной эксплуатации ЗРК С-400.
"Они будут обучать турецких коллег правилам эксплуатации С-400, — уточнил Чавушоглу. — Если при установке С-400 возникнет потребность в специалистах и инженерах из России, то они приедут, выполнят свою работу и вернутся в Россию. Это могут быть не только военные, но и гражданские специалисты. Однако их присутствие здесь не будет означать подготовку к размещению на турецкой территории военной базы России".
После этого в штаб-квартире НАТО, возможно, вздохнули с облегчением, но напряжение между Анкарой и Брюсселем сохраняется, потому что в Североатлантическом альянсе не знают, насколько далеко может зайти военно-техническое сотрудничество Турции и России.