Армения который год остается в сложном геополитическом положении из-за отсутствия железнодорожного сообщения с Россией через территорию Грузии и наглухо закрытой границы с Турцией.
Страна, являясь членом ЕАЭС, отрезана от России, и это создает серьезные препятствия для ее участия в интеграционных процессах в рамках Евразийского сообщества. Очередную попытку прорвать блокаду президент Армении Серж Саргсян предпримет во время визита в Грузию.
Почему Баку против?
Основной поток грузов из Армении в Россию и обратно осуществляется либо через черноморские порты Поти и Новороссийск, либо по единственной автодороге Ереван-Тбилиси-Казбеги-Владикавказ, которая известна также как Военно-Грузинская дорога. Движение по ней бывает затруднено ввиду того, что зимой велик риск схода лавин, а весной и осенью здесь нередки селевые потоки. Так что фуры часто задерживаются на долгие дни, а это ставит под угрозу бесперебойную перевозку грузов.
Ситуацию должен прояснить предстоящий визит президента Армении Сержа Саргсяна в Грузию, в ходе которого он постарается убедить грузинского коллегу Георгия Маргвелашвили разблокировать железнодорожное сообщение между Арменией и РФ. Тбилиси наглухо заблокировал дорогу еще в начале 90-х годов из-за конфликта с Абхазией. Ситуация обострилась после августовского конфликта 2008 года между Россией и Грузией, в результате которого Тбилиси окончательно потерял контроль над Абхазией и Южной Осетией.
Ереван по дипломатическим каналам убеждает Тбилиси восстановить движение по железнодорожной магистрали через Абхазию. Кроме того, обсуждается строительство новой автотрассы из грузинской Кахетии в Дагестан, а также автодороги через Южную Осетию Гори-Цхинвали-Владикавказ. Ереван и Тбилиси также обсуждают проект сооружения нового тоннеля вблизи автодороги Степанцминда-Ларс. Однако пока все эти проекты спотыкаются о проблему российско-грузинского политического конфликта.
Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой в 2008 году, поскольку обвиняет последнюю в оккупации Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, власти Грузии в 2011 году несколько смягчили свою позицию, согласившись на создание торговых коридоров через Абхазию и Южную Осетию с привлечением экспертов из Швейцарии.
В настоящее время в Праге продолжаются консультации постоянного представителя правительства Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураба Абашидзе с заместителем главы МИД РФ Григорием Карасиным. И судя по всему, Тбилиси готов пойти на еще большие компромиссы. В частности, Зураб Абашидзе признал, что с обеих сторон ведутся работы по модернизации Военно-Грузинской дороги, в том числе — на КПП Верхний Ларс.
Что же касается восстановления железной дороги через Абхазию в Армению, то для реанимации маршрута нужны инвестиции в размере 250 млн долларов. У Армении таких денег нет, а Россия пока не торопится вложить свои средства. По мнению экспертов, эти затраты окупятся лишь через 10 лет. Часть инвестиций пойдет на восстановлении 190-километрового абхазского участка Псоу-Ингури, а также на ремонтные работы на магистрали от Ингури до Зугдиди.
За переговорами по восстановлению железнодорожной магистрали внимательно следят в Баку и Вашингтоне. Азербайджан по дипломатическим каналам оказывает давление на Грузию, чтобы она не открыла эту дорогу. Ильхам Алиев опасается, что Россия использует коридор для поставки оружия Армении и для укрепления военной базы в Гюмри.
Вот почему Баку призывают Тбилиси "следовать букве и духу" договоренностей президентов Азербайджана, Грузии и Турции, которые на недавней церемонии открытия железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс обязались не предпринимать шагов, которые могут нанести ущерб национальным интересам каждой из трех стран, создавших стратегический транспортный альянс.
В свою очередь, Вашингтон опасается, что восстановление железнодорожного сообщения между Арменией и Россией через абхазскую территорию может усилить позиции Москвы в регионе, а это затруднит усилия Пентагона по постепенному втягиванию Грузии в орбиту интересов США и НАТО. В феврале Грузия и США достигли договоренности об открытии в пригороде Тбилиси центра подготовки военнослужащих грузинской армии, где на постоянной основе будут работать инструкторы Пентагона и ЦРУ. В Москве считают, что этот "центр подготовки" является прообразом будущей американской военной базы в Грузии.
Граница с Турцией закрыта наглухо
Между тем у Армении остается все меньше надежд на разблокирование транспортных коммуникаций на другом стратегически важном направлении — на границе с Турцией. Как известно, в разгар боевых действий армяно-азербайджанского конфликта 1990-х годах, Анкара в знак солидарности с Азербайджаном наглухо закрыла свои границы с Арменией. И Турция до сих пор отказывается установить дипломатические отношения с Арменией.
В октябре 2009 года главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе "Протокол об установлении дипотношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений", которые должны быть ратифицированы парламентами двух стран. Однако до сих пор этого не случилось.
Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбадян в ходе недавнего визита в Грецию обвинил Анкару в грубом нарушений положений протоколов, подписанных в 2009 году. В ответ МИД Турции обвинил саму Армению в "негативном отношении к цюрихским протоколам". При этом указывается, что Анкара "намерена строго соблюдать достигнутые договоренности".
Также Турция дала понять, что турецкий парламент ратифицирует названные протоколы лишь после урегулирования конфликта Армении с Азербайджаном. А если учесть, что мирные переговоры между Баку и Ереваном зашли в тупик, то надеяться на скорое разблокирование этой границы не приходится.
Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов полностью поддерживает жесткую позицию Анкары в отношении Еревана. "Открытие границы Турции с Арменией возможно только после урегулирования карабахского конфликта", — подчеркивает он.
И пока Турция продолжает держать на замке 330 км общей границы, лишая Армению прямого доступа к европейскому рынку, она остается в двойной блокаде.