В Вашингтоне — паника. Белый дом с беспокойством наблюдает за тем, как Россия шаг за шагом усиливает свое военное присутствие в разных уголках мира. Сначала в Египте, потом в Судане. И даже — в самом подбрюшье Соединенных Штатов — в Венесуэле.
Бывший командующий российскими ВКС, а ныне — глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев озвучил сенсационную информацию: в течение ближайших трех недель Россия и Египет планируют подписать новое соглашение о сотрудничестве. Согласно документу, Каир предоставит российским ВКС свои военные аэродромы и воздушное пространство. "Считаю, что было бы логично начать реализацию этого проекта с начала 2018 года", — заявил генерал-полковник Бондарев.
Таким образом Россия усилит свой контроль над северо-востоком Африки. Одновременно она может разместить свою военную базу в соседнем с Египтом Судане. По данным BBC, недавно в Судан направились отряды бойцов российских "частных военных компаний". Они будут воевать на стороне правительственных войск в гражданской войне, которая полыхает в стране с 2013 года.
Недавно в ходе встречи в Москве с российским президентом лидер Судана Омар аль-Башир предложил Владимиру Путину создать на суданской территории военную базу. Кремль пока не ответил на это предложение. Но экспертное сообщество считает, что военное присутствие России в Судане обеспечит российскому ВМФ доступ к Красному морю и одновременно станет фактором психологического давления на Саудовскую Аравию, которая также имеет выход к Красному морю и находится на его противоположном берегу.
Тем временем Москва ведет негласные переговоры о размещении российских военных баз с Каракасом. Эта новость вызывает особую тревогу в Вашингтоне, так как расстояние между Венесуэлой и США составляет всего 3,3 тыс. километров. И появление на территории латиноамериканской страны российских военных баз американцев, мягко говоря, опечалит.
В августе администрация Трампа усилила санкции против Каракаса, запретив американским финансовым институтам совершать операции с долговыми обязательствами, выпущенными правительством Венесуэлы и государственной нефтяной компанией PDVSA. Но, как признают сами американские СМИ, эти меры контрпродуктивны, поскольку толкают президента Николаса Мадуро в объятия Москвы.
Тем более у Москвы есть такой серьезный рычаг для давления на Каракас, как солидный внешний долг последнего перед Россией — 3 млрд долларов. В марте Венесуэла допустила технический дефолт по нему, и в ноябре российское правительство представило новый график погашения задолженности.
По мнению экспертов, в обмен на реструктуризацию Москва может потребовать от Николаса Мадуро дать добро на размещение военных кораблей. Загнанный в угол санкциями США и финансовым кризисом латиноамериканский президент вынужден будет принять поставленные перед ним условия. Мадуро уже заявил: "Венесуэла будет двигаться вместе с Россией для того, чтобы сохранить независимость".