В связи с возросшей популярностью беспилотников резко увеличилось число угроз возникновения аварийных ситуаций в воздухе.
Так, в небе Великобритании в 2016 году было около 70 опасных моментов, которые едва не привели к столкновениям между дронами и самолетами. Для сравнения в 2015 году таких ситуаций запротоколировали 29, а в 2014 году — всего шесть.
Весной 2016 года дрон врезался в самолет компании British Airways, приземлявшийся в лондонском аэропорту Хитроу. A-320 из Женевы сел не без проблем. Подобные ситуации были отмечены в феврале 2016-го в том же Хитроу и в Манчестере. Столкновений не произошло.
Уже осенью в Хитроу три лайнера чуть не столкнулись с дронами. Согласно британскому отчету об опасностях сближения в воздухе с самолетами, дроны прошли ниже правого крыла воздушного судна на высоте более 3 тысяч метров. Расстояние между беспилотником и пассажирским самолетом составляло всего 30 метров по вертикали и 200 метров по горизонтали. Как сказано в отчете, пилот считал, что у него не хватило бы времени уклониться от атаки дрона.
Британское Управление гражданской авиации делает громкие заявления о недопустимости запуска беспилотников рядом с аэропортами. Грозит нарушителям даже тюремным заключением.
По британским законам дроны не должны подниматься на высоту свыше 120 метров. Владельцы обязаны всегда держать их под визуальным контролем и избегать приближения к самолетам и вертолетам, а также не запускать их вблизи аэропортов и аэродромов. Объяснить это потенциальным хулиганам и особенно террористам вряд ли получится.
Резко увеличились количество сообщения об опасных сближениях беспилотников с авиалайнерами и в Северной Америке. Ежемесячно в распоряжение Федерального управления гражданской авиации США поступает более 250 сообщений о дронах, которые представляют потенциальные риски для самолетов.
Канадские чиновники в прошлом месяце официально заявили о попадании дрона в небольшой чартерный самолет, перевозивший восемь человек из Квебека. Это был первый такого рода инцидент в Канаде. Самолет приземлился благополучно.
28 ноября Федеральное управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration/FAA) опубликовало результаты расследования, из которого следует, что столкновение беспилотного летательного аппарата с воздушным судном, представляет для последнего большую опасность, нежели столкновение с птицей такого же размера. Объяснение лежит на поверхности: металл корпуса, двигателя, аккумуляторы и прочая жесткая начинка дронов гораздо тверже, чем перья и птичьи косточки. Птицы, как и мы с вами, в основном состоят из воды.
Исследования показали, что стандарты производства самолетов, которыми предусмотрены столкновения с птицами, теперь никак не годятся для обеспечения безопасности полетов самолетов. Судя по заявлению FAA, безопасность будет зависеть от производителей беспилотных летательных аппаратов. Они должны помочь в разработке технологий обнаружения самолетов и предотвращения столкновений с ними.
В распоряжении группы исследователей четырех американских университетов, а именно университета штата Миссисипи, университета штата Монтана, университета штата Огайо и Уичитского университета штата Канзас были компьютеры со специальными программами для имитации столкновений между беспилотными летательными аппаратами весом от 1,2 кг до 3,6 кг и обычными авиалайнерами и самолетами бизнес-класса. В некоторых случаях дроны пробивали фюзеляж самолета.
По оценкам экспертов FAA, в этом году будет закуплено 2,3 млн дронов для использования в рекреационных целях и ожидается, что их число возрастет в ближайшие годы. Многие другие беспилотные летательные аппараты используются в коммерческих целях, включая фотосъемку и проверку трубопроводов, линий электропередачи и вышек.
Для работы в некоторых районах вблизи аэропортов операторам дронов требуются специальные разрешения. Не далее, как в прошлом месяце FAA сделала официальное заявление о том, что операторы беспилотных самолетов часто названивают в диспетчерские пункты управления воздушным движением, чтобы спросить разрешение на деятельность у аэропортов, что создает потенциальную угрозу безопасности, отвлекая специалистов от управления потоком самолетов.