Политика соперничества между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом, которую поддерживает Брюссель, не соответствует интересам евразийского континента. Такую точку зрения в интервью "Правде.Ру" высказал депутат Европарламента, политик, писатель, политолог, профессор и доцент геополитики в университетах и военных академиях Франции, Швейцарии, Марокко и Тунисe Эймерик Шопрад:
— Лично Путин инициировал создание Евразийского сообщества, имеющего целью перезагрузку и запуск процесса экономической интеграции на евразийском пространстве. Ощущая весь груз ответственности за восстановление геополитического и экономического взаимодополняющего единого пространства, президент Путин также должен был дать ответ евро-атлантическому стратегическому наступлению, ускорившемуся в начале нового тысячелетия.
На самом деле, именно в 2001 году Евросоюз генерировал программу "Установление добрососедских отношений", а потом, в 2009-м — и программу "Восточное партнерство". Все эти инициативы сопровождались общим действием руководства НАТО, подталкивавшим свои пешки в сторону освоения постсоветского пространства и стимулировавшим вспыхивавшие знаменитые цветные революции: в Грузии, на Украине, в Киргизии, а потом даже и в Белоруссии.
Причем со стороны Вашингтона все попытки дестабилизации обязательно сводились к устранению пророссийского руководства того или иного государства с последующей его заменой на лояльное относительно НАТО правительство. Эта безудержная активность НАТО побудила членов Евразийского сообщества к интенсификации своих обязательств по развитию региональной интеграции.
— И они от этого только выиграли.
— Через два года после своего создания Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стал бесспорной экономической реальностью. Он представляет рынок в 182 млн потребителей (в то время как Евросоюз соответствует 500 миллионам) общим финансовым объемом в 3900 млрд евро (объем Евросоюза — 17 700). Одна Россия представляет 80% от совокупного объема ВВП Евразийского экономического союза. Также Россия присутствует в 97% международных транзакций этого сообщества.
Отметим, что ЕАЭС, несмотря на прискорбное отсутствие Украины, продолжает развиваться и что интеграция между странами наращивает темпы. В этой связи, ЕС пытается вести переговоры с каждым членом Евразийского сообщества по отдельности, чтобы убедить их отказаться от взаимной интеграции. В 2015 году в Брюсселе возобновились переговоры с Ереваном в целях разработки договора, не противоречащего членству Армении в ЕАЭС. В 2016 году Брюссель отменил санкции против Белоруссии и подписал соглашение об усилении сотрудничества с Казахстаном, умело играя на опасении этих государств дальнейшего усиления интеграции с Россией в рамках Евразийского сообщества.
— Судя по санкциям, Евросоюз не очень-то хочет объединяться.
— К сожалению, эта политика соперничества, которую поддерживает Брюссель, основанная на принципе "разделяй и властвуй", не соответствует интересам евразийского континента. На самом деле, очевидно, что все государства-члены Евразийского сообщества, также как и ЕС, могли бы извлечь выгоду от общей континентальной интеграции и построения единого пространства от Лиссабона до Владивостока.
Согласно результатам исследований, проведенных центром Bertelsman, паневропейское соглашение об открытых границах позволило бы России и Армении увеличить свой экспорт в ЕС соответственно на 32% и на 80%. Это также привело бы к удвоению объема экспорта из Белоруссии и Киргизии. Со своей стороны, ЕС, в частности, Польша, Финляндия и Словакия, могли бы нарастить объем экспорта в Евразийское сообщество на 60%. Если же применить единицу подушевого роста ВВП, создание зоны свободного обмена между ЕС и Евразийским сообществом позволило бы увеличить доходы каждого россиянина на 3%, белоруса — на 5%, немца — на 8%.