logo

Военный переворот в Бразилии: далее везде?

Военный переворот в Бразилии: далее везде?

Более чем полвека спустя после 1964 года в Бразилии назревает новый военный переворот. Народ устал от безвластия, коррупции, роста уличной преступности и возвращения в бедность. И так ли уж плох этот цивилизационный вариант развития, когда демократические институты умирают?

Народ хочет порядка

Уже третий генерал в Бразилии публично выступает с идеей военного переворота. Первым выступил в газете Estadão генерал армии Антониу Амилтон Мурау. "Или государственные ведомства решат политическую проблему через судебную власть, вытесняя из общественной жизни все замешанные в незаконной деятельности элементы, или нам придется навязать свое решение", — отметил он.

Его непосредственный начальник, командующий сухопутными силами генерал Эдуарду Виллаш Боаш, комментируя высказывания Мурау на телеканале Globo, назвал генерала "великим солдатом" и подтвердил, что у вооруженных сил есть "мандат" на вмешательство в случае "неизбежности хаоса" в Бразилии.

"Военное вмешательство будет законным даже без правовой защиты, если обострение политического, экономического, социального и морального кризиса приведет к банкротству полномочий Союза штатов (Бразилия — федеративное государство) с риском гражданской войны", — разъяснил мнение коллег генерал в запасе Луис Эдуардо Роша Пайва в Estado de Sao Paulo.

Заметим, что гражданские власти не реагируют на эти высказывания. Они уверены, вероятно, что их огородит от эксцессов Конституция 1988 года, которая запрещает военным вмешаться в политику. Но, как видим, военных это не останавливает, потому что они чувствуют запрос общества. Согласно выводам газеты Folha de Sao Paulo, "у бразильцев есть высокая склонность поддерживать авторитарные тезисы". В индексе оценки авторитарного тренда в обществе, Бразилия достигает 8,1 по шкале от 0 до 10. Согласно опросу Datafolha от 1 октября, 21% бразильцев считают, что при определенных обстоятельствах диктатура лучше демократического режима.

Почему же в Бразилии такие настроения?

Судебные органы страны уже на протяжение трех лет расследуют множественные дела о коррупции среди высших должностных лиц. Как бывшего правительства Партии трудящихся (РT), включая дела против экс-президентов Луиса Инасиу Лула да Силва и Дилмы Руссеф, так и нынешнего правительства Партии бразильского демократического движения (PMDB), включая нынешнего президента Мишела Темера и семи членов его кабинета. Многие министры уже получили реальные сроки.

Осуждены и многие политики, в частности инициатор импичмента Дилмы, спикер парламента Эдуарду Кунья из Партии Бразильской социал-демократии (PSDB) — за утаивание отмытых денег на счетах в Швейцарии.

Выборы 2018 решают проблему?

Перед президентскими выборами 2018 года популярность набирает крайне правый политик — Жаир Болсонаро, сторонник военной диктатуры. И пока не видно, кто его остановит. Упоминаемый Лула да Силва имеет шансы переизбрания, так как в опросах набирает 30 % голосов, но он уже осужден судом первой инстанции на девять лет тюрьмы за получение от нефтегазовой компании Petrobras трехуровневой квартиры в качестве взятки за предоставление госконтрактов по завышенным ценам.

Если до Верховного суда дело дойдет без перемен, то Лула да Силва не сможет участвовать в выборах 2018. Но, с другой стороны, многие бразильцы возмущены, почему суд не отстранил от должности президента Мишела Темера по обвинениям в подкупе депутатов за деньги компании Odebrecht? По какой причине Аэсиу Невеш, соперник Дилмы на выборах 2014, все еще на свободе? Он подозревается в получении взяток от государственной энергетической компании Furnas ровно с той же целью, что и ставила перед собой Petrobras. Так чем же его ситуация отличается от ситуации Лулы?

Очевидно, что судебная система Бразилии тоже коррумпирована. В частности судья по делам Odebrecht и Lava Jato Сержиу Моро стажировался в Гарвардской школе права по программе "Противодействие отмыванию денежных средств" под эгидой Госдепартамента США. Он участвовал в семинарах повышения квалификации" по этому вопросу, проводимых в Бразилии. Закономерный вопрос, не Вашингтон ли оплачивает услуги Моро?

"США не заинтересованы в том, чтобы в Западном полушарии появлялся альтернативный центр силы, которым может стать только Бразилия с опорой на соседние американские республики", — сказал "Правде.Ру" Борис Мартынов, заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ. "Правительства латиноамериканских стран должны с удвоенным вниманием относиться к экономическим, политическим и социальным реалиям и избегать коррупционных скандалов, которые подрывают авторитет и реноме, и вообще парадигму левого поворота", — сказал эксперт.

Но опять у американцев что-то пошло не так

После импичмента Дилмы и прихода к власти проамериканского президента Темера экономика Бразилии не стала расти. Более того, при проведении неолиберальных реформ стали урезаться социальные пособия, пенсии, трудовое право, повышаться тарифы на коммуналку. Выросли уличная преступность и страх населения, в восприятии которого сегодня вмешательство армии — это способ исправить несостоятельность государства в борьбе с преступностью. Оживились сепаратисты юга Бразилии, которые провели 7 октября свой референдум о независимости. Есть и намеки на то, что северо-восточные штаты, где недавно с триумфом проехал с агитацией Лула да Силва, хотят отделиться от Бразилии. Не случайно генерал Пайва пишет, что "Бразилия не застрахована от конфликта между штатами Союза, как видно из нынешнего политического контекста".

Логично предположить, что непопулярного Темера решили заменить на "твердую руку" военных с сохранением неолиберальной тенденции в экономике (вспомним Пиночета). Однако пойдет ли все в нужном для американцев русле на этот раз?

Военные непредсказуемы

Профессор Парижского университета Эст Марн-ла-Вале, специалист по истории Бразилии и военным режимам Мод Ширио (Maud Chirio) полагает, что невозможно предсказать, что будут делать военные, когда они придут к власти, так как среди них тоже нет единства. Одни поддерживают либералов в экономике, а другие более "националистичны и националистически авторитарны", — сказала Широ в интервью Carta Capital.

"Мы не знаем, какая тенденция победит. Например, они могут арестовать всех, чтобы получить всю власть и отправить всю PSDB в тюрьму, а могут вывести танки, если будет оправдан Лула да Силва", — говорит она.Третий вариант — это ставка на Болсонаро, чтобы придать перевороту демократические рамки.

Борис Мартынов имеет сходную точку зрения. Он не исключает появления "малоизвестного политического деятеля, обладающего соответствующей харизмой и умеющего играть на чувствах масс". "Этот деятель может быть самой разной ориентации, даже очень опасной" — заметил эксперт в комментарии для "Правды.Ру". Через него и будет совершен "замаскированный" военный переворот.

Отметим, что есть еще один аспект, развязывающий военным руки: не избранный народом президент (Темер утвержден парламентом) не имеет полномочий командовать Вооруженными Силами.

Известно, что многие страны погружаются в нестабильность. Португальцы скорбят по Салазару, испанцы — по Франко, итальянцы — по Дуче. Когда нет порядка, а жизнь все хуже, приход к власти военных выглядит в глазах населения не самым плохим вариантом.

По мнению Бориса Мартынова, в России военный переворот невозможен: "Пока у нас выстроена вертикаль власти, эти события отслеживаются и четко контролируются". "В России был нехороший опыт девяностых годов, мы извлекли из него уроки, мы знаем цену всему этому выпендрежу со стороны наших либералов, которые на самом деле отнюдь не либеральны, они пляшут под дудку США".