Каталония как расплата Европы за Косово

Фото: АР

Жители 47-миллионной Испании затаили дыхание: в воскресенье, 1-го октября, на референдуме в провинции Каталония будет дан ответ на гамлетовский вопрос — быть или не быть Испании единой страной. Хотя Мадрид в 2008 году выступил против независимости Косово, тем не менее, сегодня именно Испания платит дорогую цену за недальновидную политику Евросоюза, открывшего признанием независимости Косово "ящик Пандоры" для всего европейского континента.

В Испании многие наизусть знают слова знаменитой песни Фредди Меркьюри "Барселона", которую в 1988 году он спел в дуэте с оперной певицей Монсеррат Кабалье и которая стала гимном Летних Олимпийских игр 1992 года в Испании.

Увы, спустя четверть века слово "Барселона" уже перестало быть символом единства и величия Испании. Сегодня Барселона, столица провинции Каталония, стала синонимом глубокого раскола некогда сплоченной Испании. Каталония, в которой проживает 12% населения страны, хочет стать независимым государством.

Ровно три года назад с подобной проблемой столкнулась Великобритания, когда Шотландия провела референдум о независимости. Тогда Лондон с небольшим перевесом оказался победителем: чуть больше половины шотландцев проголосовали против выхода из состава Соединенного Королевства.

Тогда не в последнюю очередь успех премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона стал для него наградой за толерантность и тактичность в отношениях с взбунтовавшейся политической элитой Шотландии. Тогда официальный Лондон не стал направлять в шотландскую столицу Эдинбург войска и не запретил референдум.

Напротив, центральная власть в Лондоне включила во все избирательные участки своих наблюдателей, чтобы исключить фальсификацию. И население Шотландии оценило такую политику Лондона: большинство жителей этого королевства решили остаться в составе единого государства. Мадрид, в отличие от Лондона, избрал совсем другую тактику — силового давления и угроз в адрес властей Каталонии. Конституционный суд Испании запретил проведение референдума 1-го октября. А силы правопорядка страны намерены с утра в воскресеньеблокировать работу всех избирательных участков.

То есть "шотландский цивилизованный вариант" плебисцита для Испании неприемлем. И зря. Ведь еще пару месяцев назад опросы показывали, что большинство жителей Каталонии выступали против конфронтации с Мадридом, и, скорее всего, могли бы 1-го октября проголосовать за сохранение провинции в составе Испании.

Однако бескомпромиссная и крайне жесткая позиция Мадрида в отношении Барселоны привела к резкой радикализации настроений электората: в канун плебисцита уже две трети каталонцев выступали за независимость.

Не в последнюю очередь непримиримая позиция Мадрида по отношению к своей провинции объясняется менталитетом испанского истеблишмента. Нельзя забывать, что после Второй мировой войны Испания была единственной страной Западной Европы, где страной с 1939 по 1975 гг. единолично управлял военный диктатор Франсиско Франко, который не допускал у себя в стране никаких движений протеста и подавлял их беспощадно.

Только после смерти каудильо в Испании началась демократизация, но "родимые пятна" диктаторского периода печально известного генералиссимуса в коридорах власти Мадрида остались до сих пор. Так что толерантность Лондона в отношении Эдинбурга не стала для Мадрида примером для подражания.

Предчувствие грядущей с Каталонией в Мадриде возникло еще в феврале 2008 года, когда голос Испании прозвучал диссонансом почти единодушной позиции стран Евросоюза, признавших независимость Косово.

"Правительство Испании не признает независимость Косово, так как это противоречит международному праву", — заявил тогда министр иностранных дел Испании Мигель Анхел Моратинос. Тогда разумную позицию Мадрида поддержали лишь Кипр, Греция, Румыния и Словакия.

Остальные страны ЕС поощрили сепаратизм в самом центре Европы, стремясь любой ценой унизить Сербию и ущемить ее территориальную целостность и суверенитет. Тогда Россия и Китай предупреждали Брюссель, что признавая Косово, страны Европы открывают "ящик Пандоры", и теперь цепная реакция пойдет по всей Европе.

Тогда Брюссель не воспринял всерьез это предупреждение. И — вот результат. Растут сепаратистские настроения по всей Европе: Фландрия хочет выйти из состава Бельгии, остров Корсика мечтает о независимости от Франции, Шотландия не теряет надежды на успех повторного референдума о независимости, который планируется провести после "брексита". И вот сейчас Каталония держит в напряжении все ведущие столицы Европы.

Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж расценил ситуацию вокруг референдума в Каталонии как "первую в мире Интернет-войну". В своем микроблоге Twitter он написал, что в Каталонии мы являемся свидетелями "самого масштабного с момента падения Берлинской стены конфликта в Европе между населением и государством".

Между тем дух нетерпимости и противостояния в Каталонии в канун референдума напоминает поколению пожилых испанцев зловещую атмосферу в стране в канун гражданской войны 1936 года. В субботу стало известно, что испанское правительство отдало приказ правоохранительным органам прийти в шесть утра на избирательные участки, чтобы не допустить их открытия.

Однако избиратели Каталонии тоже настроены решительно: они готовы к массовым акциям протеста против силовой политики Мадрида. Общественные организации Каталонии призвали своих сторонников "быть перед школами как можно раньше, до 6 утра".