Между строк: как спецслужбы Европы давят на СМИ

Почему все больше западных интеллектуалов перестает верить своим СМИ? Ответ имеется у крупного немецкого эксперта по истории спецслужб, который уверен, что журналистами руководят из разведывательных центров. И это совсем не "теория заговора", а подлинные факты.

Уже в середине XIX века, когда в Германии только создавалась первая служба внешней разведки, ее сотрудники вербовали пишущую братию. "Потому что журналисты всегда и везде имеют право задавать вопросы, представляют собой ничего не подозревающий персонал для секретной службы, тем более, что они обладают способностью понятно излагать и отделять факты от простых слухов", — писал в своих мемуарах глава секретной службы при Бисмарке Вильгельм Штибер (Wilhelm Stieber).

Для любителей истории сделаем специальную оговорку: имя этого директора военной жандармерии и руководителя Central-Nachrichten-Bureau в своем бестселлере "Пражское кладбище" упомянул писатель и ученый Умберто Эко:

"Штибер работал в резидентуре пруссаков, большая шишка; специалист по сбору информации за рубежом; умело втирается в организации и подпольные группы; собрал ценные сведения о том самом Марксе, который беспокоил и немцев и англичан. Не то он сам, не то его агент Краузе, он Флери, под видом доктора вошел в ближний круг Маркса и выкрал из его квартиры список всех членов коммунистической лиги. Это позволило захватить опасных смутьянов. Когда его назначили начальником прусской тайной полиции, он отправился по городам и местечкам Восточной Европы под видом уличного фигляра и все записывал и запоминал. Везде он вербовал себе агентов — по пути маршрута, по которому должна была двинуться прусская армия от Берлина на Прагу".

В Федеративной Республике Германия профессиональная этика вроде бы не должна позволять журналистам якшаться с сотрудниками секретных служб. Тут должен царить принцип, озвученный президентом Путиным, когда он вспомнил анекдот про отдельных от котлет мух. Реальность, увы, представляет собой засиженные полицейскими "мухами" "котлетки", изготовляемые мейнстримовскими СМИ.

"Междусобойчики" западных спецслужб: друзей здесь нет

Немецкий журналист Йенс Вернике (Jens Wernicke) побеседовал с экспертом по секретным службам, публицистом Эрихом Шмидт-Эенбомом (Erich Schmidt-Eenboom), чтобы обсудить с ним проблему явствующую уже из заглавия 368-страничной книги "Лгут ли СМИ? Пропаганда, массовая журналистика и борьба за общественное мнение" (Lügen die Medien? Propaganda, Rudeljournalismus und der Kampf um die öffentliche Meinung), недавно опубликованную издательством Westend Verlag.

Откуда прилетают газетные утки

Самый известный, можно сказать легендарный историк немецких спецслужб и в частности БНД (Федеральная разведывательная служба Германии от немецкого Bundesnachrichtendienst, BND), Эрих Шмидт-Эенбом давно указывал на связь между разведкой и средствами массовой информации:

"В 1998 году я опубликовал книгу "Undercover (т. е. работающие под прикрытием или засекреченные), БНД и немецкие журналисты", где, опираясь на эпоху Рейнхарда Гелена ("отец-основатель" БНД Reinhard Gehlen — прим. автора) — то есть на насыщенные фактурой события 1950-х и 1960-х годов и прежде всего на составленный в 1970 году для ведомства федерального канцлера перечень (так называемый меморандум "Особые отношения с прессой") — назвал 230 имен, в том числе многих видных представителей средств массовой информации из числа "золотых перьев" западногерманской журналистики".

Шмидт-Эенбом продолжает: "Доступ к документам из архива вице-президента БНД Дитера Блеца (Dieter Blötz) в 1970-е годы предоставил убедительные доказательства такого тайного взаимодействия сотрудников информагентств и работников информационной службы разведки и контрразведки. В 1980-е годы еще было значительное число вполне доказуемых отдельных случаев, в том числе тех, из которых явствовало, что речь идет не только о связях с общественностью (Public Relations), но и о шпионаже со стороны корреспондентов и редакторов. Вплоть до окончания "холодной войны" так или иначе сотрудничавшие с БНД журналисты работали почти во всех ведущих средствах массовой информации ФРГ".

Далее эксперт по разведсообществу отметил, как за ним — так и за другими неугодными властям журналистами — следили сотрудники БНД: "Единодушное осуждение незаконных действий БНД против журналистов нашло отражение в заключительном докладе всех представленных в Бундестаге партий, что с той поры обеспечило, насколько нам известно, отказ спецслужб от систематического шпионажа за представителями средств массовой информации".

"Большие госперевороты осуществляются под флагом больших спецслужб, — убежден аналитик". В свое время КГБ запустил дезиинформацию, которой до сих пор верят в африканских странах, что вирус СПИДа был выращен в лабораториях по производству биологического оружия США. БНД поступает иначе. Десятилетиями разведчики должны были оценивать соотношение сил между Североатлантическим альянсом и странами Варшавского договора в Средней Европе. Сделанный ими анализ во многих случаях заведомо преувеличивал военную угрозу с Востока с тем, чтобы легализировать западногерманскую гонку вооружений и воспрепятствовать реализации любых предложений о разоружении. Лишь благодаря подобным усилиям удалось подавить достаточно мощное движение за мир в Западной Европе в 1980-е годы.

Эрих Шмидт-Эенбом приводит примеры того, как работали в прошлом (нынешние проделки пока засекречены) ребята из Пуллаха — штаб-квартиры БНД в пригороде Мюнхена — поставляя на медийный рынок информацию через своих доверенных лиц из числа журналистов. Когда крупнейшая итальянская государственная нефтедобывающий концерн Eni S.p.A. в 1960 году заключила торговую сделку с Советским Союзом, что помогло разорвать олигополию "Семи сестер" и угрожало вытеснить с нефтяного рынка немецкие компании, которые доминировали в середине прошлого века в нефтяной промышленности, координатор по работе со спецслужбами в кабинете Аденауэра Ганс Глобке (Hans Globke) затребовал информацию о шефе ЕНИ Энрико Маттеи (Enrico Mattei). БНД прислало отчет о поддержке левого христианского-демократа (Democrazia Cristiana) Маттеи итальянскими коммунистами, а Глобке планировал опубликовать эти данные в печати.

Справка: Эрих Шмидт-Эенбом, 1953 года рождения, изучал педагогику и современную историю в университете бундесвера в Гамбурге. С 1985 года научный сотрудник, а с 1990 года — руководитель исследовательского института мировой политики в Вайльхайме (Верхняя Бавария). Историк спецслужб, автор многочисленных книг по этой тематике.

Полностью интервью с ним здесь.