"Северные корейцы стоят в очереди на бензозаправках", - написал Дональд Трамп в своем твиттере после беседы с президентом Южной Кореи. С точки зрения американского лидера, такое неблагоприятное стечение обстоятельств - прямое следствие санкций против страны "Ракетчика" (Rocket man). Именно так президент США теперь называет северокорейского лидера Ким Чен Ына. Между тем, несмотря на серьезный тон заявления хозяина Белого Дома, многочисленные международные аналитики и журналисты лишь... улыбнулись.
Трамп отчаянно пытается разыгрывать из себя международного деятеля планетарного масштаба. К сожалению, получается у него довольно неуклюже, а иногда и вовсе не получается! Заявить, что экономика КНДР плохо себя чувствует, потому что северные корейцы стали в очередь за бензином, может только полный профан. Население республики составляет немногим более 25 миллионов человек (точнее, 25.155.317 граждан). При этом в стране зарегистрированы около 150-200 тысяч автомобилей. Понятно, что более точные данные засекречены, но и этой цифры вполне достаточно для оценки "масштаба бедствия". При этом 90% автопарка принадлежат госучреждениям и не более 10% находятся в частной собственности.
Иными словами, на всю страну приходится 15 тысяч автолюбителей, которые, очевидно, при всем своем желании не в состоянии создать очереди на бензоколонках. Но если бы даже такие очереди появились, остается не совсем ясно, каким образом 15 тысяч граждан могут повлиять на 25 миллионов фанатично преданных власти человек.
Кроме того, значительная часть государственного автопарка КНДР ездит на... дровах! Как сообщают эксперты, прямо в кузове грузовой машины устанавливается бак, который загружается древесиной. В результате сгорания древесина превращается, естественно, в уголь. Далее уголь выделяет монооксид углерода и водорода, поступающие в камеру сгорания дизельного двигателя грузовика. Такие грузовики перевозят грузы из двух портов страны и людей в горной местности.
В общем, ход мыслей Трампа сложно понять. В стране с авторитарной формой правления, в условиях фактически тотального отсутствия частного автопрома трудно представить недовольство широких масс из-за нехватки топлива. Даже когда в республике не хватало риса, никто в КНДР не устраивал манифестации. Здесь бытуют совсем не европейские традиции по отношению к вопросу жизни и смерти. Просить о милости этот народ не намерен даже при нехватке хлеба насущного. Что уж там говорить о перебоях с поставками бензина, которые ничего не значат для 99% населения с гаком, тем более, в условиях полного отсутствия всякой внутренней оппозиции?
Что касается государственной энергетики Северной Кореи, подорвать ее извне вообще вряд ли возможно. Страна располагает стратегическими запасами кардифа (бездымный уголь) и отличными гидроресурсами. Мало того, выработки электроэнергии хватает на весьма энергоемкий процесс производства собственного алюминия на Пукчханском заводе.
И не совсем очевидна взаимосвязь между попыткой ограничить импорт топлива в КНДР и отказом Ким Чен Ына от дальнейших испытаний своих ракет. Как известно, ракеты на бензине не летают. А ракетное топливо диметилгидразин (или НДМГ) республика, скорее всего, уже может произвести самостоятельно. По крайней мере, именно в этом духе высказался представитель директора Национальной разведки США Тимоти Баррет в ответ на запрос газеты The New York Times.
Очевидно, Трамп просто перенес реалии своей демократической и экономически развитой страны на КНДР. Похоже, в демократических мозгах североамериканского лидера просто не умещается мысль, что где-то могут быть государства без автомобилей и гражданской оппозиции. Или он перепутал Северную Корею с Южной - для хозяев Овального кабинета это обычное дело (взять хотя бы географические проколы Буша-младшего).
В принципе, все не так уж страшно: незнание элементарной географии Азиатского континента давно превратилось в "визитку" американских политиков высшей лиги. Экспансивная экс-губернатор Аляски Сара Пэйлин уже путала в своих речах КНДР и Южную Корею. Но всем им далеко до бывшего госсекретаря США Джона Керри, который в одном из своих выступлений смело нарисовал в Азии новое государство Кырзахстан (!), явно объединив в одно целое Казахстан и Киргизию.