Скандальный закон Украины об обучении только на украинском языке вызвал ответную реакцию. Будут ли сами украинцы его выполнять? Почему Венгрия возмутилась и как собирается отвечать? И как реагирует Россия? Что означает ее предложение ввести миротворцев на Донбасс? Эти и другие вопросы обсудили главный редактор "Правды.ру" Инна Новикова и публицист, писатель и радиоведущий Армен Гаспарян.
— Парламент Украины принял закон, запрещающий с 2018 года преподавать на языке национальных меньшинств: он останется только в начальной школе. Все остальное преподавание исключительно на украинском языке. Уже многие возмутились этим. Министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто дал распоряжение дипломатам прекратить всякую поддержку любых украинских инициатив.
— Да, уж сколько говорили украинским тупицам об этом. Конечно, есть проблемы с новым законом и не только, особенно в Закарпатье.
— Вот они возмущаются, скандалят, а Россия опять молчит. Почему?
— Много лет мы пытались объяснить, что такая политика приведет к огромному национальному напряжению. Им не хватило Крыма, мало Донбасса, теперь у них на очереди — другие, прежде всего западные регионы. Венгрия уже выступила, дальше ждем — Польша, которая на протяжении многих лет массово раздавала паспорта на территории Восточных Кресов, как они называют Западную Украину.
Тем же занимались румыны, и есть же еще чехи и словаки. Представляете себе, что теперь произойдет на территории пяти областей, где уже непонятно какой процент людей имеет гражданство других стран. Они могут сказать: на основании чего вы запрещаете нам национальные школы, которые разрешены Организацией объединенных наций?
Конечно, они могут вводить подобного рода нормы, но тогда им надо признать, что у них не демократическое государство, а тоталитарное. Это все равно как официально объявить: наша мечта и цель — это контур третьего рейха, и мы будем плодить как в инкубаторе западных украинцев. Все, тогда к вам вопросов никаких нет. Тогда понятно, что вам не нужны никакие национальные школы.
— А в украинской власти — уже новые прозрения и инициативы. Теперь поступило предложение: нельзя называть то, что происходит на востоке, ни в коем случае ни войной, ни АТО, потому что это в пользу России. Это должно называться "Операция по спасению Украины".
— От кого? От самой себя?..
— Видимо, от самой себя. Ведь никаким страшилкам, которые они постоянно говорили и некоторые продолжают эти сказки про русских захватчиков, бурятскую танковую конницу, так и не имеет никаких подтверждений.
— Но при этом по их данным они там уже давно уничтожили как минимум три состава российской армии. Просто политика внутри украинского истеблишмента (конечно, если этот колхоз можно так назвать) по поводу того, как все-таки правильно называть события на юго-востоке так еще и не выработана, все только ведь начинается.
Сейчас Верховная Рада готовит закон о статусе Донбасса, в котором должно быть прописано, что Россия — агрессор. Просто текст этого законопроекта никто не видел. Мы знаем о его существовании только со слов удивительной женщины Ирины Геращенко. Но если они принимают этот закон, то из этого следует, что в стране необходимо вводить военное положение. Ведь законодательно закреплен факт агрессии.
Значит — военное положение, экономика переводится на военное русло, отзывается посол и разрываются дипотношения и еще проводится куча всяких мероприятий. Всего там 74 пункта. Готова Украина к такому развитию событий? Нет. Тем более что они же проиграли Европейский суд, где пытались доказать факт агрессии.
Если они принимают подобного рода закон, это автоматически означает долгое и муторное разбирательство на уровне ООН. А это им сегодня совершенно не нужно в свете той истории, которая случилась, когда Путин сказал: ладно, мы готовы на миротворцев.
— Раньше Порошенко сам просил ввести миротворцев ООН. Как только об этом сказал Путин, Порошенко сказал: нет, нам не надо.
— Господин Порошенко подразумевал, что он миротворцев поставит на границы с Россией. Но Россия не является стороной конфликта. На основании чего вместо русских пограничников там могут появиться миротворцы? Россия много раз говорила: если вы хотите миротворцев — пожалуйста, только объясните, почему и для чего?
Российская Федерация много раз заостряла этот вопрос, но никогда не получала внятного ответа. Наконец мы сказали: если вы не готовы выполнять Минск-2, которому все-таки уже 2,5 года, то либо вы его пролонгируете, либо он перестает действовать. Хорошо, давайте зайдем со стороны ООН. Пусть миротворцы заходят, но, само собой, на линию разграничения. А линия разграничения — это вовсе не российско-украинская граница.
Второе: миротворцы заходят для охраны миссии ОБСЕ, потому что всем надоели постоянные подрывы машин и гибель деятелей ОБСЕ, за которые опять никто не хочет отвечать. И третий момент: миротворцы вводятся, но по согласованию с ЛНР и ДНР, а вовсе не по прихоти господина Порошенко. Это принципиально разные истории.
Германия сразу, как только в Киеве заговорили об этом, сказали: пожалуйста, только мы денег не даем и своих людей не посылаем. Потому что немецкие миротворцы как раз были среди тех, кто пострадал в результате хорватского сценария 95-го года, когда, наплевав на миротворцев, там стали осуществлять этническую зачистку сербов. А Порошенко и деятели Верховной рады же уже много раз говорили, что надо осуществить Хорватский сценарий на Украине. И немцы понимают, что тогда это будет второй такой заход, и опять за гибель людей никто отвечать не будет.
Россия, внося эту резолюцию в ООН, предлагает исключить факт возможного Хорватского сценария. Конечно, ты можешь пойти в атаку. Но в этом случае миротворцы ООН тут же фиксируют, кто является стороной-агрессором. Потому что их же введут по согласованию с ЛНР и ДНР. И Россия, как сторона, вносившая эту резолюцию в ООН, имеет право начать наводить порядок.
Тем самым исключается факт уничтожения сотен тысяч русских людей. Порошенко нужны были миротворцы именно для реализации хорватского сценария. А Россия, внося такую резолюцию, сказала: нет, ребят, хорватского сценария не будет, а будет грузинский. Господин Саакашвили устроил агрессию, начинал совершенно наглые и бессмысленные действия, конечно, не сам все это сделал.
Это — совершенная чушь. Так же и Украина тоже не сама делает. Она тоже рассчитывает на то, что Запад поможет. Но теперь уже Россия обозначает условия. Запад, конечно, некоторое число дней еще промурыжит эту историю. Они не могут сразу отказаться, но и согласиться не могут, потому что это — цугцванг автоматически.