Пока россияне наслаждаются приятной осенней погодой, жители США покидают свои затопленные дома на произвол стихии и мародеров: стихия атакует страну больше месяца, и этому не видно конца. "Правда.Ру" недавно писала о том, что непрерывный натиск ураганов навел самих американцев на мысль о расплате за грехи, и эта идея о ниспосланном свыше наказании распространяется все шире, вызывая массу вопросов.
Куда делась американская национальная идея и откуда дует ветер, приносящий в США один ураган за другим? Скоро ли наступит "закат Европы" и зачем европейским консерваторам "такой, как Путин"? Как из мультикультурализма и толерантности вырастают запреты на ветчину и деревянные солдаты Урфина Джюса? И почему Россия с Америкой "поменялись августом"? На эти и многие другие вопросы главного редактора "Правды.Ру" Инны Новиковой ответил публицист, писатель и радиоведущий Армен Гаспарян.
- На Восточном экономическом форуме подписано соглашений на 2,5 трлн рублей, на Санкт-Петербургском экономическом форуме - на 2 трлн рублей. Какие же это санкции, если сотрудничество развивается, а Россия обрастает друзьями и партнерами?! Конечно, санкции - это история сугубо политическая и относящаяся к одной отдельно взятой стране. Но однополярность начинает рассыпаться, причем не только на международной арене, а сыплются уже и сами Соединенные Штаты. Хотя в Америке все-таки очень сильна национальная идея...
- Нет, в Америке уже давно нет национальной идеи. Все мы как раз пропустили момент, когда эта идея рассыпалась. Раньше, когда вы встречались с американцами, они всегда говорили: я - мексиканец американского происхождения, я - итальянец американского происхождения. А нынче они не употребляют выражение "американского происхождения".
Это все потому, что когда на протяжении многих лет говорят, что "если вы белый человек, вы - расист", "если нетолерантны к трансгендерам - расист", "если не готовы принять новые правила игры - изгой", рано или поздно эта конструкция начнет сыпаться. То, что произошло на юге, это только начало большого пути.
Представьте себе, что если бы кто-то у нас в России сказал: символ Георгия Победоносца является оскорбительным, поэтому уберите его и не используйте. Как бы мы реагировали с вами? Мы были бы сильно недовольны. Но генерал Ли для Алабамы или Техаса или Миссури - это как для нас Георгий Победоносец.
- А к власти в стране пришли те, для кого он - главный враг?
- Да, это сугубо американские проблемы. То, что происходит там на протяжении последних лет, для многих неприемлемо. До тех пор, пока они не трогали святынь (для них это символ Конфедерации), сохранялось относительное спокойствие. Теперь же за две недели на 119% выросли продажи символики конфедератов. Сами американские СМИ с ужасом пишут об этом. Они же делали очень многое для того, чтобы нивелировать это, рассказывали, что символика Конфедерации - это расизм, лозунг "Юг еще поднимется" - расизм.
Но тут произошли эти события, и - сразу 119%. И это официальные данные. Я думаю, что они сильно занижены.
- Мультикультурализм захлестнул весь западный мир. В Европе недавно был скандал из-за того, что учитель рассказывал, что в одной местности особенный климат, поэтому там делают прекрасную ветчину. Мусульмане на это обиделись. Уже штрафуют за поедание ветчины перед мусульманами, на мусульманские праздники закрывают школы...
- Тот самый "закат Европы" Освальда Шпендлера, к огромному сожалению, начинает наступать. Попирание собственных национальных традиций и ориентиров, которые были сформированы в результате долгой истории, стремления к справедливости, рано или поздно должно привести к таким абсурдным вещам и последующей реакции на них. С каждым днем вселенское и европейское недовольство всем тем, что происходит, будет только возрастать.
Внутри российского общества тоже была большая полемика - по какому пути надо идти. И общество все-таки пришло к выводу, что негоже Третьему Риму следовать бездумно за некими модными тенденциями. И слава Богу.
Обратите внимание, что теперь европейские консерваторы все время показывают пальцем в сторону России и говорят: мы тоже хотим так. Мы хотим такого, как Путин, который на это все не ведется, мы хотим такое общество, как в России, которое не сносит памятники, у которого есть своя традиция, культура...
То есть путь сохранения собственных ценностей, следования своим исконным идеям и идеалам оказался единственным верным, хотя в 90-х годах он не был очевиден. Тогда, наоборот, превалировали идеи откровенных западников - что надо растворять свое самосознание в том векторе, в котором это делает Европа.
- Проблема-то еще в том, что в Америке и Европе власти думают совершенно иначе, чем народ.
- При той конфигурации, которая сложилась на Западе, достичь единства почти невозможно. Ведь власти поставили все карты на стопроцентную толерантность, на то, что все должны быть абсолютно одинаковыми, что надо сделать всех деревянными солдатами Урфина Джюса, чтобы один человек не отличался от другого. Эта доктрина обречена на крах.
Здесь просто нет той самой отметки, где можно поставить точку. Потому что всегда найдется человек, который скажет: нет, подождите, вы должны еще покаяться за это, вы должны перестать делать то, вы должны забыть про это - и так далее. То есть по сути этот процесс приводит к уничтожению человеческой культуры и самого общества.
- На США идет один ураган за другим, эвакуируют сотни тысяч людей, ущерб на миллиарды долларов. И вообще с планетой что-то неладно. Хотя к нам, наоборот, пришло бабье лето.
- Россия поменялась августом с США. Обычно у нас все катаклизмы были в августе - как природные, так и всякие дефолты, мятежи и прочие неприятности. В этом году махнулись не глядя. В США были ураганы, смерчи, конфликт на юге вокруг генерала Ли и т.д. Отсюда - давно сделанный вывод: кто сеет ветер, всегда пожинает бурю.
- Тем не менее хочется всем пожелать хорошей погоды и всего хорошего.
- Да, я желаю всем хорошего - даже сенаторам Маккейну и Грэму. Им, правда, я желаю, прежде всего, хорошего врача.