Еще совсем недавно Испания демонстрировала единство на полумиллионной демонстрации в Мадриде в поддержку пострадавших от теракта каталонцев. Но это единство оказалось мнимым. Барселона объявила о референдуме о независимости и уже написала свою "мини-Конституцию". В течение ближайших дней напряжение будет нарастать.
Нации хотят самоопределения, если государство не обеспечивает обратной связи, безопасности, достойного уровня жизни, не уважает обычаи. Это в полной мере относится к правительству Испании, которое долгое время не может вывести страну из экономического, политического и идеологического кризиса: более 10 месяцев без правительства, безработица около 17%, высокие налоги, рост цен на электроэнергию, теракты, отсутствие диалога с автономиями.
События развивались быстро
Шестого сентября парламент Каталонии принял решение провести референдум о самоопределении и назначил его на 1 октября текущего года. Вопрос звучит так: "Хотите ли вы, чтобы Каталония была независимым государством в форме республики?"
В ответ на это премьер Испании Мариано Рахой обратился в Конституционный суд с иском о неправомерных действиях Барселоны, и судьи его поддержали. Дело в том, что в Испании нельзя провести региональный референдум о самоопределении, как в Квебеке или Шотландии. По испанским законам возможен только один вид референдума. Это консультативный референдум на федеральном уровне, предложенный главой правительства, поддержанный большинством в палатах парламента, и имеющий важное политическое значение. Обычно речь идет об изменениях в Конституцию.
На фото: глава испанского правительства Мариано Рахой
В случае с Каталонией существуют разночтения в ее интерпретации: должны ли участвовать в референдуме все граждане Испании, или только каталонцы. Кто на чем настаивает — понятно. "В любом случае, каталонцам надо проводить референдум и начинать переговоры между центральным правительством и каталонским правительством, чтобы найти выход из сложившегося положения", — сказал Euronews Франсеск Каррерас, специалист по конституционному праву и политический обозреватель газеты Vanguardia. Но, похоже, Мадрид не хочет идти на такой вариант.
Мадрид угрожает применением силы
Мадрид угрожает применить статью 155 Конституции, которая дает центральному правительству право прямого вмешательства в действия администрации Каталонии. У Мадрида есть законная возможность отправить в провинцию дополнительные силы полиции или приостановить полномочия администрации автономии и возбудить против нее уголовные дела.
Рахой давит серьезно, но но глава правительства Каталонии (женералитета) Карлес Пудчемонт не показывает никаких признаков покорности. Он заявил, что референдум состоится, чтобы не произошло. "Перед цунами неповиновения будет цунами демократии" с "многолюдными улицами", цитирует Observador. И его коалиция в парламенте на рассвете 8 сентября провела Закон правового регулирования образования Республики на переходный период (Ley de Transitoriedad Jurídica y Fundacional de la República) который будет действовать до утверждения Конституции.
Закон предусматривает двойное гражданство (испанское и каталонское), установление контроля над границами Каталонии, а также выход из испанской юрисдикции. Всем госслужащим, не признавшим новую юрисдикцию, объявляется амнистия. Утвержден план действий по итогам референдума.
Быть или не быть-вот в чем вопрос
Если референдум выиграют противники независимости, то процесс отделения приостанавливается и назначаются парламентские выборы, новый парламент выберет новое правительство, способное отражать мнение людей.
Если же победят сторонники независимости, то правительство получит мандат на юридическую и политическую борьбу, а также на создание юридического прецедента — одностороннего объявления независимости. Это должно произойти на второй день после выборов. Начнется конституционный процесс, который продлится примерно 6 месяцев. После этого будут проведены новые выборы, чтобы выбрать ответственных за новую конституцию и, наконец, еще через полгода Каталония выберет президента.
На фото: глава правительства Каталонии (женералитета) Карлес Пудчемонт
Представляется очевидным, что стратегия конфронтации с Барселоной, принятая правительством Испании, не решает проблему сепаратизма. Если десять лет назад, независимость пользовалась поддержкой около 30% каталонцев, то сегодня около половины хотят жить в независимой Каталонии. При этом 60% молодых людей в возрасте до 30 лет поддерживают отделение от Испании.
Вся эта испанская история очень неприятна для Евросоюза и несет ему нестабильность. И это происходит на фоне Брексита и угрозы от Шотландии объявить о своей независимости. И если ее принимать в Евросоюз, то как не принять туда Каталонию, которая этого тоже хочет? На все эти вопросы придется отвечать в ближайшее время.
Справка. Каталония борется за независимость от Испании с 1977 года, когда пал режим Франко, но всегда себя считала особой европейской территорией. В 2006 году каталонцы объявили себя "нацией", но Конституционный суд Испании отменил это решение. В 2012 году, Каталония под руководством премьера Артура Маса попросила Мадрид дать ей бюджетную самостоятельность и вновь получила отказ. В 2014 году тот же Мас провел референдум-консультацию по самоопределению, более 80% голосовавших высказались за независимость Каталонии.