"Администрация Дональда Трампа намерена блокировать переход оператора нефтеперерабатывающих заводов Citgo Petroleum ("дочка" венесуэльской госкомпании PDVSA) под контроль "Роснефти", — предупреждает влиятельное издание деловых кругов США The Wall Street Journal. Таким образом Вашингтон хочет сорвать сделку по передаче "Роснефти" 49,9% акций венесуэльской госкомпании. Цель Трампа понятна: довести до банкротства нефтяную отрасль Венесуэлы, что вызовет экономический коллапс, и тогда Николас Мадуро, как считают в Белом доме, может быть свергнут.
54-летний президент Венесуэлы Николас Мадуро оказался в сложной ситуации: ни оппозиция страны, ни ведущие страны Латинской Америки не признали легитимность созданной по его указу Конституционной ассамблеи. Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай потребовали от Каракаса распустить этот орган и восстановить работу парламента страны. Более того, Венесуэла была исключена из Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР).
Ситуация усугубляется тем, что Дональд Трамп отказался от диалога с "диктаторским режимом Мадуро", прозрачно намекая при этом на возможность военного вмешательства США во внутренний политический кризис в Каракасе. 25 августа 2017 года Трамп подписал указ о введении экономических санкций против Венесуэлы. Согласно указу, компаниям США запрещено выполнять сделки с новыми выпусками гособлигаций Венесуэлы, а также с ценными бумагами, выпущенными государственной нефтяной компании PDVSA.
На фоне растущей изоляции Николаса Мадуро на американском континенте Россия также дистанцировалась от режима в Каракасе: Кремль призывает власть и оппозицию Венесуэлы разрешить кризис путем переговоров. Но при этом Москва не обещает Каракасу, что она готова любой ценой удержать у власти режим Мадуро.
Другое дело — финансовая поддержка Россией правительства Венесуэлы. По подсчетам независимых экспертов, с 2006 года Россия выделила Каракасу кредитов и займов на общую сумму 17 миллиардов долларов. По данным экспертов, совокупный размер предоплат "Роснефти" по контрактам с венесуэльской государственной нефтяной компанией PDVSA достиг почти шесть миллиардов долларов. При этом полное погашение ожидается до конца 2019 года.
Между тем глубокий политический кризис в Венесуэле усугубил финансовое положение страны. По данным рейтингового агентства Fitch, в июне 2017 года валютные резервы страны сократились до 10,1 миллиардов долларов, что на 7% меньше, чем в январе 2017 года. Инфляция по итогам 2016 года достигла астрономической цифры в 900%, а ВВП обрушился на целых 12%. Fitch присвоило долгосрочным обязательствам Венесуэлы рейтинг CCC, что означает максимальную вероятность дефолта.
В ноябре 2016 года "Роснефть" получила в залог 49,9% акций американского оператора НПЗ Citgo, подконтрольного венесуэльской госкомпании PDVSA. Эту долю российская компания получила как обеспечение по кредиту размером около полутора миллиардов долларов, который был выдан Венесуэле в 2016 году. Это означает, что российская компания в любой момент может выкупить 49,9% акций венесуэльской компании.
Однако планам "Роснефти" в Венесуэле решил помешать конгресс США. В апреле 2017 года группа конгрессменов США обратилась к министру финансов страны Стивену Мнучину с просьбой заблокировать возможную сделку "Роснефти" с венесуэльской компанией. Ответ главы американского Минфина не оставлял сомнений, что администрация США постарается помешать планам "Роснефти". "Я могу заверить вас, что этот вопрос, как и любой другой вопрос национальной безопасности, будет изучен, — заявил Мнучин конгрессменам. — Когда придет время, я буду очень рад обсудить этот вопрос в конфиденциальном режиме".
И вот 1 сентября 2017 года в The Wall Street Journal появляется сообщение со ссылкой на осведомленные круги в администрации США: "Администрация Дональда Трампа готова блокировать переход оператора нефтеперерабатывающих заводов Citgo Petroleum ("дочка" венесуэльской госкомпании PDVSA) под контроль "Роснефти", если ситуация дойдет до этого".
Однако "Роснефть" не собирается уходить из Венесуэлы и обращать внимание на давление со стороны Вашингтона. Более того: российская компания намерена расширить свое присутствие в этой стране, несмотря на большие риски, связанные с венесуэльскими активами. Главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин заявил: "Венесуэла — это страна с запасами углеводородов номер один в мире. И с этой точки зрения любая нефтегазовая компания должна стремиться работать в этой стране".
Аналитики опасаются, что следующим шагом администрации Трампа может стать эмбарго на закупку нефти из Венесуэлы. А если учесть, что США являются главным покупателем венесуэльской нефти, то запрет Вашингтона на импорт черного золота из Венесуэлы может привести к краху нефтяной отрасли страны. Как известно, почти треть всей нефти, добываемой в Венесуэле, транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы США на побережье Мексиканского залива. В 2017 году общая стоимость экспорта нефти из Венесуэлы в США составила 12 миллиардов долларов.
США шаг за шагом усиливают давление на Каракас, и конечная цель Трампа не оставляет сомнений: свержение правящего в Венесуэле режима. Приходится признать, что крах правительства Мадуро ослабит роль России в Южной Америке, и нельзя исключать того, что следующим президентом Венесуэлы станет ставленник Вашингтона.
В конце августа 2017 года Николас Мадуро заявил, что вскоре посетит Россию, где намерен провести переговоры с президентом России. Однако ни Кремль, ни Смоленская площадь пока не назвали возможную дату визита Мадуро в Россию. Возможно, этот визит, если он состоится, станет последним шансом президента Венесуэлы спасти свой режим от политического и финансового краха.