Многие сегодня полагают (и не без оснований), что мировая экономика находится на пороге краха: Великобритания выходит из Евросоюза, а Дональд Трамп одержал победу на выборах в США. Насколько эта точка зрения имеет право на существование — покажет время, но в том случае, если она верна, нельзя не учитывать возможность того, что мир выберет социалистическую модель экономики в качестве будущей экономической системы.
И такой вариант развития событий не так утопичен, как кажется на первый взгляд. Просто надо попытаться откинуть все наслоения неудачного опыта, с которым мы уже однажды столкнулись, и попробовать проанализировать, как все могло бы быть, если бы идеи Маркса получили немного другое развитие.
Начнем с того, что изначально советские коммунисты стараниями волюнтариста Хрущева и советских партократов совершили ошибку, посчитав, что целью построения социализма является экспроприация собственности у буржуазии, хотя на самом деле эта вынужденная мера должна была быть всего лишь средством с хорошо продуманными путями ее реализации.
А между тем, в соответствии с марксистским учением, экономическая власть трудящихся может быть обеспечена только их реальным владением средствами производства и результатами собственного труда.
То есть трудящиеся должны реально участвовать в управлении предприятиями через органы самоуправления, а сами предприятия могут иметь форму кооперативов, колхозов, паевых предприятий и акционерных обществ закрытого типа.
Однозначно не сработали такие кардинальные меры изменения общественного устройства, как революция, диктатура пролетариата, однопартийное государство, централизованное государственное планирование. Маркс мечтал о том, чтобы люди создали общество, в котором каждый мог бы развиваться так, как он считал нужным, и при этом оставаться в гармонии со всеми остальными членами общества, делающими то же самое. Он ратовал за освобождение человека от любой формы зависимости: социальной, политической и экономической. Именно Маркс ввел такие понятия, как капитализм и социализм, и научно обосновал историческую необходимость первого. Согласно Марксу, капитализм должен полностью реализовать свои внутренние возможности до перехода в социализм.
В некотором смысле Маркс глубоко недооценил устойчивость капитализма как мировой системы. Тем не менее можно утверждать, что он был прав, предвидя, что начальные этапы социализма являются гибридом капитализма и социализма. Возможно, что в ХХ веке мы оказались свидетелями именно такого гибрида, ставшего самой успешной государственно-общественной структурой в мировой истории, несмотря на все свои недостатки. На самом деле идеальным вариантом было бы объединить все лучшее, что нам могут предложить обе системы. На современном этапе общественного развития можно воспользоваться конструктивными характеристиками социалистической модели, сохранив при этом те капиталистические особенности, благодаря которым этот общественный уклад до сих пор существует.
По мнению другого идеолога социализма — Макса Вебера, целью любого производства является борьба, а появление новой продукции всегда связано с вечной войной ценностей.
Можно поставить перед собой новые цели, средства для достижения которых всегда будут научными. Стимулы, бонусы, ресурсы надо распределить по потенциальным технологиям, которые снижают затраты на энергию и дополнительно помогают оздоровить окружающую среду. Это означает возврат к высокоразвитой и хорошо финансируемой промышленной и научной политике. Такой же подход надо внедрить в области культуры и образования. При этом образовательная концепция будет основываться не на попытках ответить на вопрос о том, как достичь благосостояния, а на идее, что знание — это настоящая свобода, которая должна стать основой для запуска новой модели общества.