Сообщения о первых поставках американского сжиженного газа в Литву привлекли значительное внимание СМИ. Очевидная экономическая бессмысленность этой затеи и ее явная политическая мотивированность охотно обсуждались журналистами и экспертами. Но поднятый вокруг этого шум отвлек интерес от гораздо более серьезных событий. Речь идет о начале закупок американских энергоносителей крупнейшими экономическими державами Азии — Китаем и Индией.
В июне текущего года премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил с визитом США. Через пару месяцев две крупнейшие индийские нефтяные компании разместили заказы на поставку американской сырой нефти на сумму один миллиард долларов.
Оценивая этот факт, следует учитывать, что в настоящее время доля Индии в мировом потреблении энергоносителей составляет 5%, а к 2035 году может достигнуть 9%. При этом Вашингтон стремится всячески развивать свои отношения с этой "крупнейшей демократией в мире", пытаясь использовать индийско-китайские противоречия.
В только что презентованной новой стратегии США в Афганистане президент Трамп отметил важную роль, которую, по его мнению, Индия может и должна сыграть в афганском урегулировании, особенно — в экономическом плане.
Другой немаловажный фактор — это особенности системы снабжения Индии энергетическим сырьем: она практически полностью зависит от морских поставок. Только в последние годы предпринимаются попытки спроектировать и начать сооружать трубопроводы, в частности, из Ирана. Но прогресса в этом направлении пока нет. Поэтому танкерная американская нефть выглядит для индийцев вполне конкурентоспособной.
Конечно, первый танкер, который должен доставить американскую нефть в индийский порт Парадип в конце сентября, погоды на индийском энергетическом рынке не сделает. Но он тем не менее является свидетельством реальности планов США создать глобальную систему экспорта своих энергоносителей. Добавьте к этому необходимость совместной американо-индийской защиты морских маршрутов танкеров — и получится целая стратегия долгосрочного взаимодействия между США и Индией.
Но Литва и Индия — не единственные новые получатели американских углеводородов. Не отстает от них и Китай.
В мае текущего года США и КНР подписали крупнейшее торговое соглашение. О нем сообщалось как о предварительном документе из десяти пунктов, в котором речь шла в основном о расширении доступа на китайский рынок для сельскохозяйственной и биотехнологической продукции из США, для американских финансовых компаний, платежных систем и рейтинговых агентств. Взамен США со своей стороны снимали препятствия для импорта из Китая мяса птицы.
Однако оказалось, что это предварительное соглашение открыло китайский рынок и для американских энергоносителей, которые будут конкурировать с аналогичными товарами, поставляемыми из России и республик Средней Азии.
В результате складывается ситуация, емко описанная в интервью, которое дал интернет-изданию EADaily научный сотрудник Института развития и стратегии китайского народного университета Сун Бо: "Между Китаем и странами ЕАЭС для нас самое важное — это энергия: нефть и газ. Но сейчас в мире цена нефти падает, и для нас импорт из Средней Азии или из России не является конкурентоспособным, цена энергоресурсов России и Средней Азии не очень хорошая. Особенно сейчас.
Четыре месяца назад Китай и США подписали большой контракт по торговле, в котором есть очень важный пункт: Китай начинает импортировать нефть из США. У нас сейчас появилась новая информация: Китай уже подписал контрактов на поставку нефти более чем на миллиард долларов, а в прошлом году эта сумма составляла только восемьдесят миллионов". В результате уже сегодня Китай стал крупнейшим покупателем американской нефти в мире.
Это — крайне показательное признание со стороны китайского представителя. Несмотря на видимые противоречия между Пекином и Вашингтоном по целому ряду важнейших стратегических вопросов (ракетно-ядерная проблема КНДР, ситуация в Южно-Китайском море), несмотря также на существующее стратегическое партнерство Пекина с Москвой, — несмотря на все это, Китай готов предпочесть американские нефть и газ российским и среднеазиатским.
Позицию Пекина можно понять: он очень хочет вынудить Москву снизить цены на трубные газ и нефть, поставляемые из Сибири.
Американские поставки оказались тут весьма кстати. Как они оказались кстати и в Литве — в качестве демонстрации решимости "свободного мира" противостоять России. Да и в Индии нефть из США выглядит скорее не как нормальный товар, а как символ: символ американо-индийской "дружбы навек".
В этом заключается глобальное энергетическое наступление Трампа. Он полон решимости заставить покупать американские газ и нефть везде — вплоть до России, если получится.