Летняя 40-градусная жара — не самое лучшее время для наступательных боевых операций на армяно-азербайджанском фронте. Поэтому здесь наблюдается относительное затишье, если не считать обстрелы территории обоих противников с дальнобойных орудий. Как ни странно, на дипломатическом фронте тоже полный штиль. Никаких переговоров на уровне рабочих групп МИД, только разговоры о них. И вдруг на этом фоне Минская группа (МГ) ОБСЕ предложила организовать до конца года встречу президентов Армении и Азербайджана. Ясно одно: этот саммит обречен на провал, так как на столе переговоров отсутствует "дорожная карта" карабахского урегулирования. А трое сопредседателей Минской группы — от России, США и Франции — напоминают персонажей басни Крылова "Лебедь, рак и щука". Москва и Вашингтон в состоянии холодной войны, а Париж взял паузу и дистанцировался как от России, так и от США. Кризис доверия внутри МГ — налицо.
Последняя попытка оживить переговорный процесс между Баку и Ереваном была предпринята Кремлем в июне 2016 года, когда в Санкт-Петербурге при посредничестве Владимира Путина лидеры Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев обменялись дежурными фразами. Стороны даже одобрили ни к чему не обязывающее итоговое заявление, в котором не было прописано никаких механизмов выхода из тупика в переговорном процессе.
Главным итогом трехстороннего саммита стало лишь обещание Алиева и Саргсяна не возобновлять боевых операций в зоне конфликта.
Напомним, что в апреле 2016 года на линии армяно-азербайджанского противостояния в течение четырех дней шла настоящая война с применением тяжелых орудий и самолетов. Лишь личное вмешательство Путина вынудило Алиева и Саргсяна дать приказ своим войскам о полном прекращении огня. Сегодня, спустя год после трехстороннего саммита в Санкт-Петербурге, Россия по-прежнему играет первую скрипку в качестве посредника и третейского судьи. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ от США (Ричард Хогланд) и от Франции (Стефан Висконти) не испытывают никакого желания вырвать инициативу из рук российского сопредседателя Игоря Попова.
Вот почему, как заявили источники, близкие к МИДу России, президенты Армении и Азербайджана скорее всего могут встретиться при посредничестве Владимира Путина. Это будет символическая встреча Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, которые не испытывают друг к другу никакой симпатии и будут общаться, стараясь не смотреть в глаза друг другу. Итогом этой встречи будет очередное заявление сторон о важности поддержания перемирия. Иными словами, сохранения статуса-кво в регионе конфликта.
В чем же проявляется кризис переговорного процесса? Дело в том, что позиции Армении и Азербайджана по различным аспектам урегулирования являются диаметрально противоположными.
Армения при этом находится в намного более выгодном положении: с 1993 года армянские вооруженные формирования полностью контролируют не только весь Нагорный Карабах, но и семь прилегающих к этой бывшей автономии районов Азербайджана, население которых покинуло их еще в 1993 году.
Таким образом Армения создала вокруг Нагорного Карабаха своего рода буферную зону. Ереван готов освободить шесть занятых районов при одном основном условии: Азербайджан должен разрешить провести в Нагорном Карабахе референдум по вопросу о независимости. Результат референдума предугадать нетрудно: большинство жителей бывшей автономии проголосуют за выход из состава Азербайджана. Кстати, седьмой занятый район — Лачинский — армянская сторона возвращать не собирается, так как он обеспечивает сухопутное сообщение между Карабахом и Арменией.
Требование Еревана о референдуме в Карабахе с порога отвергается руководством Азербайджана, так как согласие с этим условием Еревана вызвало бы в Баку неминуемый бунт общественного мнения против "добровольной сдачи Карабаха неприятелю".
Что же предлагает Азербайджан? Армения должна без каких-либо предварительных условий вывести свои войска из оккупированных азербайджанских районов, после чего вокруг Нагорного Карабаха создается санитарная зона для международных смешанных миротворцев и мобильных групп наблюдателей ОБСЕ. И на заключительном этапе урегулирования Карабаху предоставляется широкая автономия в составе Азербайджана.
Конечно, в Ереване и слышать не хотят о выдвигаемых Азербайджаном условиях карабахского урегулирования. "Мы выиграли горячую фазу войны в 1991–1994 годах, и занятые территории просто так не отдадим", — говорят в Ереване. Таким образом, шансы Баку вернуть потерянные территории мирным путем равны нулю. Остается только военный путь. Иными словами: возобновление горячей фазы войны с использованием тяжелой артиллерии с обеих сторон, большими потерями в живой силе и значительными разрушениями жилых домой и промышленных объектов.
Однако сегодня Ильхам Алиев не рискнет вернуть конфликт в горячую фазу по двум причинам.
Во-первых, в арсенале армии Армении имеется такое грозное оружие как оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) "Искандер", а у Азербайджана аналогичного по своей разрушительной мощи оружия нет. Максимальная дальность стрельбы ОТРК "Искандер" составляет 300 километров, так что в случае запуска из Армении ракеты могут долететь до Гянджи, второго по значению города Азербайджана. Расстояние от Гюмри до Гянджи составляет 328 километров.
Во-вторых, даже если Ильхам Алиев сумеет нейтрализовать поражающую мощь "искандеров" за счет создания вокруг крупных городов Азербайджана современных систем ПВО и ПРО, вряд ли Баку может рассчитывать, что Москва и Запад разрешат ему начать крупномасштабное наступление по всей линии фронта и заставить Армению капитулировать. В Баку понимают, что статус-кво выгоден и России, и Франции, и США. Во всех трех странах проживает крупная армянская диаспора, сам факт присутствия которой заставляет правительства этих стран дистанцироваться от решительных заявлений Баку и занять нейтральную позицию.
Из региональных держав лишь Турция полностью поддерживает позицию Азербайджана, помогая последнему создавать современную и мобильную армию. В начале сентября 2017 года в Баку прибывает президент Турции Реджеп Эрдоган, который в числе других проблем обсудит с Ильхамом Алиевым и карабахский конфликт. Анкара в знак солидарности с Азербайджаном с 1992 года отказывается заключить с Арменией дипломатические отношения и одновременно блокирует границы с Арменией, что в Ереване расценивают как транспортную блокаду.
Кстати, официальный Ереван предупредил Анкару, что будет препятствовать попытке Турции присоединиться к таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Вот что заявил по этому поводу заместитель главы МИДа Армении Шаварш Кочарян: "Абсурдно то, что о присоединении к таможенной территории ЕАЭС говорит Турция, которая в одностороннем порядке закрыла армяно-турецкую границу — единственную сухопутную границу между Турцией и таможенной территорией ЕАЭС".
Таким образом, при нынешнем раскладе сил в регионе армяно-азербайджанский конфликт может оставаться замороженным еще на долгие годы, а возможно, и десятилетия. Для Москвы плюс от статуса-кво состоит в том, что подвешенное состояние этой проблемы не позволяет Ильхаму Алиеву взять курс на вступление его страны в НАТО или на подписание оборонного союза с Турцией. В обоих случаях Москва в ответ может признать независимость Нагорного Карабаха, как она признала в 2008 году независимость Абхазии и Южной Осетии.