Китайские власти не будут бездействовать, если Соединенные Штаты под предлогом защиты интеллектуальной собственности ужесточат торговые меры против Пекина. Об этом сообщает министерство коммерции Китая. Ведомство надеется, что американские торговые представители будут объективными и проявят необходимое уважение к КНР. В противном случае "Китай обязательно предпримет все возможные ответные меры аналогичного характера" и "будет с решимостью защищать законные права китайской стороны". Эти заявления прозвучали после того, как Дональд Трамп поручил Роберту Лайтхайзеру, представителю США на торговых переговорах, выяснить, существует ли необходимость инициирования расследования в отношении возможного нарушения Пекином интеллектуальных прав нескольких американских компаний. Президент США сказал, что "это большой шаг, но это только начало".
В первой части интервью первый проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов рассуждал о том, чем КНР может пригрозить США в ответ на их заявления. Во второй части беседы он говорит о настоящем и будущем китайского рынка и тройственных отношениях России, Китая и Америки.
— Многие страны мирятся с интеллектуальным воровством Китая. Почему это нельзя пресечь? Можно каким-то образом их заставить изменить систему само собой разумеющегося отъема, от которого у цивилизованного мира скулы сводит?
— Да, часто под китайскими брендами выходят те же самые европейские товары, только называющиеся по-китайски. Теоретически, вы можете попытаться это пресечь двумя путями. Во-первых, не продавать в Китай новые товары. Если говорить про российские разработки, то Китай взял у нас в основном продукцию оборонно-промышленного комплекса — но это мы сами туда продали. Они разобрали, посмотрели и сделали то же самое: от автомата Калашникова до самолета. Это известная история. Но если не продавать, то возникает вопрос: куда продавать? Все хотят заработать сейчас, но проигрывают Китаю стратегически. Второй способ: попытаться бороться с промышленным шпионажем, что тоже довольно затруднительно, потому что технологии развиваются очень масштабно, их остановить нельзя, а контролировать очень сложно.
Многие футурологи уже говорят о том, что в самом ближайшем будущем вопрос ноу-хау сойдет на нет. Секреты хранить будет невозможно, технологии мгновенно станут доступны большинству и будут скопированы. Вы сегодня что-то придумали, а завтра это уже делают все — вот, что нас ждет. Отсюда уже возникла идея, что нужно создавать не авторские единичные ноу-хау, а систему постоянного создания изобретений. Неактуально становится охранять секреты и как мух бесконечно отгонять многочисленных промышленных шпионов. Очень это затратно.
Но пока мир, который пророчат нам футурологи, не наступил, мы решаем проблему в рамках ВТО, где идея борьбы с контрафактом является одной из основных. Система ВТО должна как раз обеспечить определенную сохранность интеллектуальной собственности. Но обеспечивает ли в должной мере? Это уже вопрос об эффективности ВТО. Тут проблемы гораздо глобальнее, они не укладываются в рамки просто политических и экономических отношениях между США и Китаем.
— Есть мнение, что Китай никогда не решится отвечать США в лоб. Китайцы лучше Россию будут толкать к конфликту: так им выгоднее. Есть здравое зерно в такой позиции?
— Толкать Россию к конфликту с США не надо, к сожалению, он у нас и так уже есть. Хоть и разжигают его со стороны Соединенных Штатов. Я думаю, что стратегия Китая строится иначе. Толкаете вы Россию к конфликту с США или нет, но это не избавит вас от собственных проблем — это очевидно. Можно Корею толкать или Россию, но, как ни крути, основной конкурент США — Китай, поэтому рано из поздно Штаты бы за КНР взялись.
По моему мнению, выходом для Китая как раз бы стала попытка использовать Россию как союзника и не дать возможности Америке воспользоваться этим же. В этом плане расчет Трампа верен: Россия была нужна США как союзник в борьбе с Китаем. Поэтому он не хотел введения санкций, а выступал за нормализацию отношений с нами. Китай не будет нас толкать в пекло, ему нужно думать, как сохранить лояльность России, потому что масштабный конфликт с Соединенными Штатами неизбежен, он уже начинается, и прикрыться Россией здесь точно не получится. Китайцы это прекрасно понимают.