С недавних пор Америка и некоторые ее союзники (Япония, в частности) живут под страхом начала ядерной войны. Лихорадочно строятся бомбоубежища, публикуются памятки по выживанию после атомного взрыва. Источник паники — ракетно-ядерная программа Северной Кореи. Эта экономически и технологически отсталая страна неожиданно для всех вдруг продемонстрировала запуски межконтинентальных баллистических ракет, способных достигать территории США.
Откуда у Пхеньяна такие технологии? Ведь еще пару лет назад испытания были неудачными, и американская разведка успокаивала вашингтонское руководство: пройдет немало времени, покуда у северокорейцев появится действительно опасное оружие.
Но сегодня та же разведка констатирует: как раз пару лет назад КНДР сменила поставщика ракетных технологий. И нынешним своим страхом американцы и японцы обязаны тем, кто поставил Пхеньяну мощные ракетные двигатели.
Кто же это? По мнению аналитиков, на которых ссылается New York Times, это Украина. Специалисты изучили фотографии, на которых видно, какие ракеты осматривает лидер КНДР Ким Чен Ын. Их конструкция весьма схожа с той, что имели советские ракеты, производившиеся на знаменитом заводе "Южмаш" в Днепропетровске.
Оценить обоснованность подозрений, высказанных NYT относительно роли Киева в создании северокорейской ракетно-ядерной дубинки, мы попросили военного политолога Александра Перенджиева, доцента кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кандидата политических наук.
— Насколько правдоподобна информация о сотрудничестве Украины и КНДР в сфере ракетных технологий? Почему сразу так испугался и стал невнятно оправдываться Турчинов?
— Украина по своим методам взаимодействия с внешним миром ничем не отличается от Северной Кореи. Что касается производства ракетных технологий, то украинцы еще поопаснее корейцев будут. Порошенко постоянно пытается бравировать достижениями в сфере ракетных технологий — так же, как это делает Ким Чен Ын. Но почему-то на Корею все обращают внимание, а на Украину нет.
Я думаю, что в этой опубликованной информации есть очень здравое зерно. Очень вероятно, что на Украине создаются ракетные технологии, которые она пытается реализовывать на черном рынке и готова взаимодействовать за деньги с такими "нелегалами", как Северная Корея. Я всегда обращал внимание, когда Киев демонстрировал свои успехи. Но за счет чего они были? Ведь никто не оказывает им должную помощь — значит, речь идет о криминальном теневом секторе экономики. Я такой вариант не то что не исключаю, а полагаю, что это на 90 процентов вероятно.
— Получается, что советские технологии на Украине сохранились на таком уровне, что они могут производить и поставлять сложнейшие агрегаты? Каким образом?
— Здесь надо исходить из того, что помимо самих технологий есть еще и так называемые блуждающие мозги. Безусловно, кто-то где-то остался невостребованным в 90-е годы, много людей были уволены из оборонно-промышленного комплекса. Эти люди поняли, что раз государство не нашло им применение и отказалось от их услуг, значит, они могут пойти по пути продажи своих услуг в теневом криминальном секторе.
Я лично как военный политолог и просто гражданин России все время говорю о том, что у нас должна быть четкая, ясная, сбалансированная кадровая политика, особенно в военной сфере и в сфере ОПК. Потому что выкидывать таких спецов на улицу просто нельзя, так как они сразу попадают непосредственно в криминальный мир, который очень соблазнителен в финансовом смысле, в руки иностранных разведок…
— А каков механизм поставок ракетных технологий на черном рынке? Как эти поставки в Северную Корею американцы могли не заметить и не отследить?
— Думаю, что как раз отследили. Скорее всего — тоже были в доле. Идет большая игра. На мой взгляд — сразу скажу, что не нахожу поддержку среди экспертного сообщества, — все возможности, которые якобы демонстрирует Северная Корея и о которых кричат СМИ, не соответствуют действительности. Они слишком преувеличены. Я полагаю, что не такими уж она большими возможностями обладает, не так у нее все это серьезно развито. Кому-то очень надо показать, что это одна из мощных армий, одно из мощных государств. В 2003 году, до того, как осуществить военную операцию против Ирака, почему-то во всех СМИ муссировалась информация, что армия Ирака по силе занимает четвертое место в мире. Я тогда тоже не понимал, как она на четвертом месте оказалась.
Дело в том, что если американцы с кем-то хотят воевать, то они показывают, что у их врагов огромная, сильная армия. Вспомните, у Саддама было химоружие, а у Ким Чен Ына — ядерное оружие, чуть ли не водородная бомба. Поэтому я бы доверял информации, что на черном рынке могут проходить операции по продаже украинских двигателей КНДР.
Появление этих сведений с помощью самих американских спецслужб говорит о том, что здесь очень тонкая и большая игра, которая в конечном итоге повернется не только против КНДР, но скорее всего, со временем — и против Украины. Эта информация будет потом использована. Просто так ничего не делается, не попадает в СМИ, не дается на обсуждение широкой общественности. Похоже, что цели поставлены, стратегия разработана на годы вперед, и сейчас идет ее внедрение.