Страсти в отношениях США и КНДР в последнее время накалились до предела. Президенты обеих стран ведут словесную перепалку, не стесняясь в выражениях. Сенсационным стало изрядно нашумевшее заявление Трампа о том, что если Северная Корея не прекратит угрожать США, она "столкнется с такими огнем и яростью, каких мир еще не видел". Заявление было сделано в ответ на слова Ким Чен Ына о том, что вся территория США находится в зоне поражения северокорейских ракет.
До этого, в апреле 2017 года президент США Дональд Трамп договорился с председателем КНР Си Цзиньпином об осуществлении совместного давления на Северную Корею с целью демонтажа ее ядерной программы. Но впоследствии Белый дом нередко высказывал свое недовольство тем, что Китай не выполняет свои обещания. Аналитики высказывали мысль о том, что после этого Трамп, скорее всего, вернется к своей прежней антикитайской риторике и продолжит принимать меры против Китая как в экономической, так и в военной сфере.
На самом деле известие о том, что у Северной Кореи есть действующие межконтинентальные баллистические ракеты, а также миниатюрные ядерные боеголовки, не должно никого удивлять. Несмотря на многочисленные предупреждения, Ким Чен Ын продолжал совершенствовать свое ядерное вооружение. Совет безопасности ООН принял решение о введении санкций против КНДР после того, как США заявили о том, что у Кима появились миниатюрные ядерные устройства. Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли охарактеризовала эти меры "самыми сильными санкциями, когда-либо введенными в ответ на испытание баллистической ракеты".
Американцы утверждают, что проблема могла бы быть решена с помощью санкций, если бы не Китай, компании и банки которого продолжают поддерживать экономические связи с Северной Кореей. Так ли это, или же введение санкций напрямую связано с желанием США ликвидировать таким образом проблему в виде китайского экономического феномена?
Вашингтон нередко высказывал претензии к Китаю в связи с тем, что китайские коммерческие организации действуют против интересов США с молчаливого согласия или поддержки их правительства. США недовольны, что китайские предприятия занимаются хищением интеллектуальной собственности и киберэкономическим шпионажем, тем самым нарушая китайские обязательства перед ВТО.
Президент Фонда информационных технологий и инноваций Вашингтонского экспертно-аналитического центра Роберт Аткинсон заявил, что экономическая политика китайского правительства приведет к тому, что "через десять-пятнадцать лет в США резко сократится количество рабочих мест в таких отраслях промышленности, как аэрокосмическая, химическая, компьютерная, автомобильная, производство медицинского оборудования, фармацевтических препаратов, программного обеспечения, полупроводников".
По мнению американских экспертов, китайские коммерческие организации осуществляют поставки оружия КНДР и в течение 2017 года размер этих поставок постоянно увеличивается. Недавно состоялся суд над китайской телекоммуникационной компанией Huawei в связи с тем, что министерство торговли США выдвинуло в ее адрес обвинения о том, что она нарушила закон об экспортном контроле, экспортируя или реэкспортируя американские технологии в Северную Корею.
Также в начале 2017 года китайская телекоммуникационная компания ZTE заплатила штраф в размере миллиарда долларов за экспорт технологий в Иран и Северную Корею. Деятельность этих компаний также стала предметом исследования разведывательного управления США.
Отмечается, что деятельность этих компаний угрожает национальной безопасности Америки. По мнению Вашингтона, эти структуры напрямую связаны с правительством Китая. Также американский департамент по борьбе с финансовыми преступлениями назвал китайский банк "Дандонг" "аппаратом для отмывания денег". США утверждают, что существует огромное количество подобных китайских предприятий при правительстве КНР или действующих с его молчаливого согласия, помимо скрытого участия Китая в процессе вооружения Северной Кореи. По мнению Вашингтона, Китай мог бы привести КНДР за стол переговоров, но он этого не делает, потому что ему это не выгодно.
Сейчас Соединенные Штаты разрабатывают новую мобильную сеть 5G, и уже высказываются опасения, что если китайские компании освоят эту новую технологию, их деятельность будет угрожать американской безопасности и препятствовать реализации дипломатических целей Америки.
Палата представителей США одобрила поправку к закону о государственной обороне на бюджетный год 2018 года, запрещающую Министерству обороны заключать контракты с телекоммуникационными компаниями и подрядчиками, сотрудничающими с Северной Кореей. Поправка принята сенатом и ожидает резолюции президента Трампа.
Вашингтон говорит о том, что государственная экономическая политика Китая направлена на установление господства Китая в области высоких технологий. По словам американских чиновников, китайские хакеры похищают интеллектуальную собственность и коммерческие секреты страны. США обеспокоены китайским присутствием в области производства полупроводников, утверждая, что из-за воровства Китая экономика США теряет 600 миллиардов долларов ежегодно.
Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что обострение ситуации между США и КНДР связано исключительно с Китаем. Но из-за воинственной риторики Северной Кореи весь мир начинает бояться именно Пхеньяна.
Поэтому США довольно легко удается воздействовать на общественное мнение и добиваться как развертывания объектов системы противоракетной обороны, так и наращивания американских вооруженных сил. Кажется, что этих мер слишком много для Северной Кореи, но при этом они мизерны для того, чтобы Китай хоть немного забеспокоился и сделал хотя бы вид, что он собирается менять свою экономическую политику.