Ситуация в Приднестровье: готовится переиздание Нулевой мировой войны

 

В последние месяцы новости из Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) становятся все более тревожными. Власти Молдавии и Украины, явно реализуя американский сценарий, усиливают блокаду непризнанного государства. В ход идут откровенные антироссийские провокации. На этом фоне США начинают строительство военных объектов в Молдавии.

Совершенно ясно, что речь идет о раздувании в регионе очередного конфликта, в который, по идее, должна вмешаться Россия — со всеми вытекающими последствиями в виде обвинений в "империализме" и "агрессии", "вмешательстве" и "стремлении восстановить СССР". Вся политическая ответственность при этом будет полностью возложена на Москву (соответствующие речи, заявления, резолюции уже наверняка заготовлены), за чем должны последовать новые санкции, а также наращивание военных сил США и НАТО на западных рубежах РФ, в том числе в Молдавии и Украине. Вполне вероятно и постоянное масштабное базирование военных флотов Альянса в Черном море.

В том, что Запад ведет дело именно к этой стратегической цели, не может быть никаких сомнений. Как и то, что следующей целью станет вытеснение России с Черного моря: закрытие для нее проливов, отторжение Крыма, превращение Грузии в базу НАТО для действий против нашей страны на Кавказе.

Одним словом, на свет извлекаются стратегические планы Восточной войны, известной в России как Крымская война. Ее же многие историки именуют Нулевой мировой. В связи с этим было бы полезно подробнее ознакомиться с ее очень поучительной историей. Но конечно, не в рамках этой статьи.

Для нас сейчас гораздо важнее попытаться понять, каковы актуальные угрозы для России и как она может их парировать.

Главная угроза — это втягивание России в военные действия на территории ПМР. На это нацелена вся нынешняя активность Вашингтона, Брюсселя, Киева, Кишинева. Задача состоит в том, чтобы заставить Москву предпринять действия, которые могли бы быть расценены как вооруженное вмешательство.

Основанием для него может быть тот факт, что почти половина населения ПМР имеет российское гражданство (200 тысяч человек). Дополнительным основание являются результаты референдума 2006 года: тогда более 90% приднестровцев высказались за присоединение к РФ. В 2016 году в республике был запущен механизм реализации итогов референдума.

В данном контексте нельзя не учитывать и постоянное присутствие на территории ПМР порядка двух тысяч российских военных, большинство которых являются служащими миротворческого контингента.

Не имеет принципиального значения, какие конкретные приемы будут использоваться Западом для провоцирования России. Это и экономическая и транспортная блокада Приднестровья, которая наверняка будет ужесточена, и строительство военных объектов США и НАТО в Молдавии в непосредственной близости от рубежей ПМР, и содействие сближению между антироссийскими властями в Киеве и Кишиневе. Если этого будет недостаточно, можно ожидать и более жестких действий — вплоть до диверсионных и террористических акций силами молдавских, украинских спецслужб.

В этих условиях представляется, что для России принципиально важно не поддаваться на провокации, какими бы они ни были. Любая форма военного вмешательства в Приднестровье означала бы стратегическое поражение.

Но это отнюдь не предполагает, что мы должны "тихо уйти", позволив превратить Приднестровье в натовский плацдарм и бросив сотни тысяч наших граждан на произвол молдавско-украинских националистов.

Думается, у России есть возможности для адекватной реакции, которая способна предотвратить развитие негативных для нее сценариев.

Во-первых, удерживаясь от вмешательства в самом Приднестровье, Россия могла бы дать понять, что в случае дестабилизации там она будет готова признать ДНР и ЛНР. Это неизбежно заставит Киев и старую Европу (как минимум, Германию, Австрию) задуматься о цене эскалации конфликтов в этом регионе.

Во-вторых, России следовало бы именно этот тезис — о перспективе возникновения целой цепочки горячих точек от Донбасса и Приднестровья до Балкан — подробно и в деталях изложить немцам, австрийцам и вообще европейцам. Понятно, что Новая Европа в лице Польши, Румынии и подобных "молодых активистов" будут звать к войне в союзе с США. Но Берлин, Вена, Рим такое будущее наверняка заставит задуматься.

В-третьих, Москве следует использовать одно из базовых отличий нынешней ситуации от того, что было во времена "Нулевой мировой", а именно: наличие разногласий между Турцией и Западом. Анкара, хотя и входит в НАТО, тем не менее не демонстрирует большого желания становиться врагом России. И сохранить такое отношение со стороны турок было бы крайне важно. Для этого Москва могла бы показать, что она с пониманием относится к интересам Анкары на Балканах и на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии и Ираке.

И конечно, все это будет иметь смысл только в случае принятия всех естественных в нынешних условиях мер по укреплению оборонной мощи государства.