logo

Газовый альянс Турции и Израиля: соседские разборки — делу не помеха?

Газовый альянс Турции и Израиля: соседские разборки — делу не помеха?

"Турция призывает мусульманские страны признать независимость Палестины в территориальных пределах, существовавших до войны 1967 года". С таким заявлением выступил глава МИДа Турции Мевлют Чавушоглу. Выступая 1 августа 2017 года в Стамбуле на встрече глав министерств иностранных дел стран-членов Организации исламского сотрудничества (ОИС), турецкий министр подчеркнул: вопрос Палестины является принципиальным для всего исламского мира.

Примечательно, что совещание глав МИД ОИС проходило на фоне мощной волны антиизраильских выступлений в Стамбуле. На улицы города для участия в акции протеста пролив политики Израиля вышли не менее пяти тысяч человек. Акция протеста была направлена против новых мер безопасности, принятых властями Израиля против палестинцев на Храмовой горе.

Недавно израильские власти заявили о введении ограничений для допуска на Храмовую гору: полиция будет пропускать мужчин не моложе 50 лет, на женщин это правило не распространяется. После этого палестинцы объявили день массовых акций под лозунгом "Победа Аль-Аксы". Это привело к многочисленным стычкам с израильской полицией и армией как в Восточном Иерусалиме, так и в ряде городов на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.

Естественно, заявление главы МИДа Турции, фактически отказывающее Израилю в праве на территории, завоеванные после войны 1967 года, вызвало недовольство в Тель-Авиве. Тем не менее правительство Нетаньяху решило никак не комментировать официальное заявление Анкары по Палестине.

Аналитики задаются вопросом: может ли заявление Мевлюта Чавушоглу поставить под сомнение газовый альянс, который собираются создать Турция и Израиль? Напомним, что в прошлом месяце Турция и Израиль договорились строить газопровод от берегов еврейского государства до стран Евросоюза. Причем израильский газ должен пройти в Европу через азербайджано-турецкий Трансанатолийский газопровод (TANAP).

Эксперты расценили договоренности Анкары и Тель-Авива по газопроводу как попытку ослабить позиции "Газпрома" в Европе. Заявление главы МИДа Турции и перспективу газового сотрудничества Турции и Израиля в программе "Диалоги" обсудили обозреватели "Правды.Ру" Айдын Мехтиев и Дмитрий Нерсесов.

— Турция призывает мусульманские страны признать независимость Палестины в границах, существовавших до войны 1967 года. Международные организации, в том числе ООН, считают эти территории оккупированными. Заявление министра иностранных дел Турции прозвучало на фоне массовых акций протеста против действий Израиля на Храмовой горе. В прошлом году вроде бы произошло примирение Турции с Израилем, было намечено сотрудничество по газу. А теперь такое заявление. Мевлют Чавушоглу — правая рука Эрдогана. Это не мог быть экспромт, значит, это политика Турции? Какова ваша оценка происходящего?

— Я бы рассматривал этот вопрос с двух точек зрения. Действительно, сейчас идет обострение ситуации вокруг Храмовой годы. В ответ на израильские меры безопасности — установку металлодетекторов — последовали протесты не только со стороны палестинцев, но и со стороны соседней Иордании и арабского мира в целом. Израильтяне совершенно неожиданно тут же повернули вспять: заменили металлодетекторы на "умные видеокамеры". Тем не менее вся эта ситуация продолжает понемножку накаляться.

В этих условиях Лига арабских государств и Организация исламского сотрудничества выступают с требованиями изменения политики Израиля, в частности в Восточном Иерусалиме, в святых местах, где расположены мусульманские святыни — мечети Аль-Акса и Купол Горы. Заявления Чавушоглу вроде выглядят очень актуализированно.

Сейчас удобный момент вбросить в исламские массы лозунг о признании Государства Палестина в границах 1967 года. Турция тем самым вроде как подтверждает свое лидерство в исламском мире, в том числе в деле борьбы за интересы палестинского народа, справедливости и так далее. В принципе, в этом нет ничего нового.

Турция сама давно признала государство Палестина. И вообще Палестина после соглашений в Осло 1998 года признана очень многими государствами, в частности, Россия тоже ее признает. С этим нет никаких проблем. Если сейчас начнется новая волна признаний Палестины со стороны исламских государств, то это будет, в общем-то, весьма логично. Непонятно, почему все исламские государства еще не признали Палестину в границах 1967 года.

— Но такое заявление прозвучало после примирения Израиля и Турции. До прошлого года были сложные отношения, но потом Тель-Авив и Анкара помирились, даже наметился крупный совместный проект. Недавно появилась информация, что Турция и Израиль договорились строить газопровод от берегов Израиля до Евросоюза. Что для Турции важнее: стратегический газовый альянс с Израилем или же популистская идея солидарности с Палестиной?

— Здесь одно другому не мешает совершенно. Например, Саудовская Аравия полностью солидарна с палестинским народом, но при всем этом прекрасно работает с израильтянами. Сейчас на базе противостояния Ирану у них чуть ли не военный блок намечается. Поэтому здесь не стоит проблема выбора "или, или". Во всяком случае, для Турции ситуация может выглядеть таким образом.

Я не обнаружил в информационных материалах одного очень интересного момента. Мевлют Чавушоглу упомянул о границах, существовавших до войны 1967 года, но ни словом не обмолвился о статусе Восточного Иерусалима. Палестинцы настаивают на возвращении границ 1967 года и создании независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Это принципиальный момент. Если глава турецкого МИДа этого не сказал, значит, весьма возможно, что из формулы палестино-израильского урегулирования уберут еще один острый момент. Некоторое время назад из нее убрали момент, связанный с беженцами. Еще совсем недавно, в прошлом и в позапрошлом годах, позиция палестинцев включала в себя создание государства с границами 1967 года и столицей в Восточном Иерусалиме, а также возвращение беженцев. Но беженцев — несколько миллионов человек. На самом деле это была бы катастрофа, которую регион не смог бы вынести. Так вот, в последнее время как раз требование о возвращении беженцев было если не полностью снято, то, во всяком случае, убрано немножко в сторону.

Кстати, в одном из своих интервью посол Государства Палестина здесь в России господин Нофаль достаточно подробно останавливался не этом вопросе. Тот факт, что Чавушоглу ни словом не упомянул статус Восточного Иерусалима в качестве столицы Государства Палестина, а сказал только о территориях 1967 года, может быть, означает, что решение этой сложной проблемы пока откладывается.

— То есть такое на первый взгляд резкое заявление не означает отказ Турции от стратегического союза с Израилем?

— Это не стратегический союз, это стратегическая игра. Они не могут быть ни союзниками, ни противниками. Они живут в одном регионе уже давно и прекрасно знают, что им надо меньше надеяться на помощь Соединенных Штатов или кого-то еще и самостоятельно строить свое будущее. Естественно, они могут спорить или делать вид, что спорят, могут мириться, могут сотрудничать в каких-то сферах. Никакого драматизма во всем этом я не вижу.