Европейская глобализация и американский национализм: путь в никуда

Идея глобализации возникла как следствие вульгарной версии теории конструктивного национализма, искусственно созданной правящей элитой США. В конце 90-х годов некоторые ученые заявляли о том, что "греки и турки жили в мире на Кипре, пока политики не разделили их в 1950-х годах", "Бисмарк был этническим предпринимателем, изобретшим немецкий национализм в 1860-х годах", а "хорватские преступления против сербов во Второй мировой войне были сказкой, придуманной Милошевичем". Чтобы эти идеи обрели почву, надо было придумать совокупность различных мотиваций с благородными и не слишком благородными целями. Библейские постулаты переплелись с социалистическими и радикально-либеральными идеями и пышно расцвели на благодатной почве, удобренной европейскими катастрофами первой половины ХХ века, показавшими всему миру, к каким последствиям может привести национализм.

В результате Европа создала ЕС, модель которого большая часть западной интеллигенции воспринимала как будущее всего человечества. Какое-то время деятельность Евросоюза была довольно успешной, но постепенно многие европейские государства стали рассматривать его в качестве инструмента для решения своих личных проблем. Прежде всего речь идет о восточноевропейских странах, вступивших в ЕС с целью получения финансовой помощи. Но сейчас в этих же самых странах множатся националистические настроения, направленные против Европейского союза.

Некоторые идеологи предлагают вернуться к теории конструктивного национализма, согласно которой люди в новых условиях государства-нации становятся привержены идее, традиции, истории и национальному единству.

Эти теории в их вульгаризированной форме позволяют игнорировать любые национальные чувства и интересы, противоречащие, собственно, интересам Евросоюза. Если бы с глаз заблуждающегося большинства вдруг спала пелена, то они увидели бы, что интересы их наций и интересы Евросоюза, а также в каких-то случаях и Соединенных Штатов, идентичны.

Интеллектуальный, моральный и политический аутизм, характерный для такого восприятия, стал одной из главных причин неудачной внешней политики США после окончания холодной войны. Шовинистическая истерия, направленная против России, лишь продемонстрировала пустоту и бессмысленность попыток объединить американский империализм с либеральным интернационализмом. Даже в момент наибольшей слабости Россия не захотела выступить в роли бессильного подчиненного в глобальной системе США.

Возникновение национализма в Западной Европе и ориентация Трампа на так называемый джексоновский национализм лишь подрывают дидактическую версию этой конструктивистской теории, в которой национализм неизменно является результатом манипуляций со стороны государства и элит.

Теперь уже абсолютно ясно: возрождение национализма в США и ​​Европе не является продуктом деятельности политических элит: все их действия в течение последних десятилетий были направлены против него.

В частности, была выдвинута теория мультикультурализма, которая, как казалось, имела успех, который сейчас уже кажется сомнительным. Главный тезис мультикультурализма гласит: культура не имеет большого значения. Этот тезис, рожденный американской идеологической системой, стал основой теории, оправдывающей вторжение в Ирак и свержение Муаммара Каддафи. Благодаря этой системе США провозгласили равноправие людей любого происхождения, если только они принесут клятву верности американскому флагу и конституции. В результате в Америку хлынул поток мигрантов. Среди них оказалось так много латиноамериканцев, что белые жители США запаниковали. Незаконные мигранты рвались в Америку из-за государственного кризиса и бандитских разборок, которые в итоге перешли и на территорию США, что не могло не отразиться на экономике страны.

С целью получения грантов и субсидий в странах Европейского союза сейчас реализуются программы по европеизации мусульман. При этом доля мусульманского населения Британии выросла в среднем более чем на 60% за последние десять лет, что лишает смысла все попытки ассимиляции мусульманского населения и увеличивает опасность возникновения исламистского терроризма. Неудивительно, что большинство коренных европейцев отрицательно относятся к идее мультикультурализма и выступают против открытых границ. Также вполне объяснимо возникновение новой волны национализма в Европе и мире. Но отличительной чертой новых националистических движений в Европе является то, что эти люди не планируют с кем-то сражаться: они просто отстаивают свои интересы как коренные жители стран, в которых живут.

Сейчас США и Европа пожинают плоды собственной деятельности в рамках всемирной глобализации, с которой они заставляли считаться все остальные страны. Попытки глобализации Азии спровоцировали экономический, социальный и культурный кризис в самой Европе.

В Соединенных Штатах необходимость менять конституцию становится все более очевидной. Но чтобы объединить население, нужна масштабная национальная идея, которую не в состоянии сформулировать разрозненные группы политиков, которых объединяет только показное, оскорбительное и политически бесперспективное презрение к коренным представителям среднего класса общества, находящегося сейчас под угрозой исчезновения.