Президент Сербии Александр Вучич сетует на давление, которое оказывается западными "великими державами" на его страну и на него лично из-за близких отношений с Россией. "Теперь невозможно появиться где-то на Западе, чтобы вас не спросили о России. И чтобы русские не упрекнули, что вы не сделали чего-то, что они считают интересом, но против чего выступает Запад", — жалуется господин Вучич. И отдельно отмечает, что Сербия является независимым государством и "самостоятельно принимает решения", а не советуется с иностранными посольствами, как было раньше. Он назвал независимость главным достижением последних пяти лет.
Так ли это на самом деле? Не кокетничает ли Вучич, делая вид, что Россия и Запад буквально "разрывают его на части"? Об этом в эксклюзивном интервью "Правда.Ру" расспросила специалиста по вопросам экономического сотрудничества Сербии и России, члена российского Изборского клуба Слободана Стойичевича.
— Вучич сообщил, что Сербия находится под давлением из-за отношений с Россией. Он делает такие заявления потому что хочет помощи, поддержки, преференций от России? Или же это констатация своего собственного бессилия, подтверждение того, что Сербия не выдерживает давления? Возможно ли, что это посыл своим гражданам, чтобы они не смели его обвинять в бездействии и уступкам Западу?
— Я вам скажу откровенно, он уже давно и глубоко в сетях западных финансовых и инвестиционных кругов. Он в тисках, и деваться ему в таком положении просто некуда. На него еще не нажимают всерьез, поэтому он может говорить, что будет сотрудничать и с Россией, и с Западом. Но на самом деле сербская экономика в капкане Запада. Почти не осталось фирм, которые экономически не зависят от Европы или США.
Сегодня открылся новый торговый дом "ИКЕА", и тот же Вучич со счастливой улыбкой заявил, что отныне сербы наконец-то имеют возможность покупать продукцию западных фирм. Он сейчас в таких условиях, что дожимать его начнут в любой удобный момент. Это уже дело решенное, он однозначно сдастся Западу. Если Вучич не примет окончательное политическое решение по поводу Косова, например, то Запад просто приведет к власти демократов, которые сейчас только и ждут этого. К сожалению, Россия проиграла эту битву в Сербии.
— В России все понимают, что правители Сербии мягки к Западу, не могут устоять, но сербский народ поет "Катюшу" на стадионах, а местный парламент освистывает Могерини за дерзость в отношении России. Где же мы упустили ситуацию? Что можно предпринять?
— Это уже решилось два месяца назад, когда прозападные силы поставили премьер-министром в Сербии открытую лесбиянку Ану Брнабич. Там были выборы в парламент, и ее как человека, как политика никто не выбирал. Это был пробный шар. Ее поставили премьер-министром, чтобы посмотреть, как народ будет реагировать, будут ли демонстрации, волнения. Но оказывается, что все политические партии уже под колпаком, и этот всенародный бунт возглавить некому. Так что продвижение Брнабич я бы расценивал как генеральную репетицию.
В один прекрасный день, когда они объявят, что окончательно выводят санкциями Россию из Сербии, или что-то другое в этом роде, то просто некому будет выйти на улицы. А если люди и выйдут, то это будет неорганизованный протест. Сетевая война проиграна на данный момент. Но я надеюсь, что не окончательно.
Простой народ не активен политически. Сербам хочется быть с Россией, но никакие организации не берут под свое начало эти настроения. Если будет демонстрация, то ее подавят уже отработанными приемами: прикажут соответственным образом все осветить в медиа, которые давно под европейским колпаком. Так что, честно говоря, настроение народа уже никого не волнует.
— Какая сейчас обстановка в сербских городах? Она неспокойная, накаляется?
— Да, к сожалению. Кругом депрессия, народ остро ощущает безвыходность своего положения. Но куда деваться? Партий-то никаких нет. Есть только две малюсенькие радикальные и оппозиционные партии, но у них нет ни организационных, ни финансовых, ни кадровых возможностей, чтобы возглавить какой бы то ни было бунт. Они пытаются что-то делать, их волнения и недовольства сказываются только половиной процента на выборах.
Сейчас сербам важно сработать на собственный интерес: попасть на нужное место и там получить зарплату. К сожалению, Россия бросила все протестные процессы в Белграде на произвол судьбы. Видимо, у нее сейчас более важные проблемы, чем Сербия.