"Монстр уже находится внутри Америки" — Елена ПОНОМАРЕВА

В МИДе США считают, что Москва и Вашингтон должны найти области взаимодействия. "Мы две ядерные сверхдержавы. И люди по всему миру согласны, что США и Россия должны быть способны работать друг с другом", — заявила недавно представитель госдепартамента США Хезер Науэрт, комментируя реакцию Москвы на закон о санкциях и заявление премьер-министра Дмитрия Медведева о торговой войне. По словам Науэрт, поиск сфер сотрудничества необходим для "улучшения двустороннего взаимодействия" между Россией и США; в качестве примера она привела совместные действия Москвы и Вашингтона по достижению перемирия в Сирии. Парламентарии Государственной думы и Совета Федерации также считают, что Россия готова идти на контакт с Соединенными Штатами.

Об отношениях США и РФ в эксклюзивном интервью "Правде.Ру" рассуждала российский политолог, историк, публицист, доктор политических наук, профессор МГИМО, президент Международного института развития научного сотрудничества Елена Пономарева.

— Официальный представитель госдепартамента США Хезер Науэрт заявила: "Мы — ядерные сверхдержавы. И люди во всем мире согласны, что США и Россия должны быть способны работать друг с другом". Где, в каких областях нам стоит взаимодействовать с США, несмотря на санкции? Что мы свернуть не должны? Где нам выгодно сотрудничать?

— Когда слышишь некоторых американских чиновников, удивляешься их "прозорливости". Всем здравомыслящим людям, не говоря уже о тех, кто профессионально занимается политикой, вполне очевидно, что взаимодействие таких ведущих игроков как Россия и Соединенные Штаты необходимо и неизбежно. Какие бы сложности ни сопутствовали нашему взаимодействию, все равно оно будет.

После событий Великой Октябрьской социалистической революции, столетие которой мы отмечаем осенью, Соединенные Штаты прекратили дипломатические контакты с нашей страной и заблокировали все экономические отношения. В 30-е годы США снова признали на дипломатическом уровне Советскую Россию. Но это все равно не препятствовало развитию культурных и человеческих отношений между нашими странами. Мы знаем, что к нам приезжали писатели и инженеры, просто форма сотрудничества была ограничена определенными рамками. Сейчас идет повтор на новом витке истории. Если объективно взглянуть на наше сотрудничество, то можно заметить, что совместные договоры нередко соблюдались в одностороннем порядке.

Мы прекрасно понимаем, что США в лице банкиров и финансистов были одними из тех, кто готовил и разжигал Вторую мировую войну, а потом другие американцы вместе с нами участвовали в разгроме фашизма. После победы наступила холодная война — снова стараниями западных коллег. 90-е годы были отмечены некоей эйфорией по причине того, что Россия переоценила Соединенные Штаты. Но вся подноготная в конце концов выяснилась. Вспомним хотя бы Бакатина — главу КГБ, который сдал американцам всю "прослушку". И все равно, даже в самых худших условиях, мы сотрудничали с США по самым серьезным вопросам.

Что приоритетно сейчас — это недопущение ядерной войны, недопущение гонки ядерных вооружений, поддержание режима нераспространения, борьба с размещением ядерного окружения в космосе и недопущение там испытаний оружия массового поражения. Это борьба с международным терроризмом — только тут, опять же, надо сказать правду, кинув не камешек, а булыжник в огород наших западных партнеров. Именно они оказали самое серьезное влияние на развитие такого феномена, как международный терроризм, подкармливая его, спонсируя, поставляя оружие. Штаты вскормили и поддержали его не только финансово, но и политически. История их снова ничему не научила: сначала они взрастили гитлеровский фашизм, теперь вскормили нового монстра — терроризм, и сейчас всячески демонстрируют свою готовность с ним бороться. Но монстр уже находится непосредственно у них внутри — и внутри многих других стран. Конечно, это серьезная глобальная угроза, которую ликвидировать непросто.

Еще одна важнейшая область, требующая сотрудничества, — кибербезопасность. Штаты повесили всех собак на Россию в связи с различными кибератаками, которые были и будут продолжаться. Но на самом деле когда создается шумиха, это означает, что за истерикой скрываются очень серьезные проблемы, которые пытаются завуалировать, чтобы о них не узнало общественное мнение. Вы только вдумайтесь: киберпроблема очень серьезно затрагивает национальные компании, глобальную финансовую систему, контроль над оружием массового поражения, ядерными боеприпасами, мировой информационной системой. С этой точки зрения влияние на президентские выборы — просто мелочь.

А еще есть космос, тут тоже отказываться нельзя, мы живем на одной планете. Хотя все эпатажные высказывания Дмитрия Рогозина о том, что если они захотят улететь в космос, то пусть покупают батут, действительно имеют под собой серьезные основания, и это правильная позиция.

Нам важно "не прогибаться под изменчивый мир", не прогибаться под убыточными и бесчестными предложениями, которые будет делать американская сторона. Вспоминается стихотворение Владимира Маяковского "У советских есть собственная гордость", слова которого относятся и к сегодняшним россиянам. Мы не должны поступаться своими национальными интересами, принципами проведения внешней политики, ценностями. Владимир Путин правильно сказал, что у нас есть достаточно болезненные ответы для США. Почувствовав это, поняв эту фразу до конца, осмыслив, американские чиновники дают задний ход. Но прозрение, которое пусть и приходит с опозданием, — это все равно прозрение. Можно пожелать нашим западным коллегам созревать и дальше, не совершать больше опрометчивых поступков.