Возникновение конфликтной ситуации между Китаем и Индией на высокогорном плато Доклам заставляет задуматься над перспективами развития отношений между двумя азиатскими гигантами, обладающими ядерным оружием. В индийско-китайской полемике по вопросу о Докламе уже прозвучало слово "война". Означает ли это, что дело идет к вооруженному столкновению между Пекином и Нью-Дели?
Частная, казалось бы, проблема Доклана заслуживает весьма подробного анализа. Дело в том, что эта территория, оспариваемая Китаем и Бутаном, вроде бы не имеет прямого отношения к Индии. Однако при взгляде на карту становится ясно: контроль над этим плато создаст для Пекина возможность в критический момент отрезать от основной части Индии семь восточных штатов. При этом аналитики обращают особое внимание на тот факт, что КНР наладил весьма тесное сотрудничество с Бутаном и Бангладеш, а также наверняка поддерживает тесные связи с действующими на востоке Индии маоистскими группировками.
Эти обстоятельства заставляют по-иному взглянуть на сложившуюся ситуацию. Строительство китайской стратегической магистрали на плато Доклан (отнюдь не единственной в регионе) предполагает и создание военной инфраструктуры. Она также последовательно формируется: в частности, на гималайском высокогорье уже создано несколько китайских военных аэродромов.
Пекин не скрывает, что намерен таким образом прорубить транспортный коридор к бенгальским портам; в частности, Читтагонгу. Это должно дать ему прямой выход к восточной части Индийского океана, где наверняка запланировано строительство и военно-морской базы КНР.
Аналогичным образом создается транспортная и военная инфраструктура и на запад от Индии — через Кашмир и Пакистан к порту Гвадар. На этом направлении Китай также затронул индийские территориальные интересы, начав стройку на спорных территориях между Индией и Пакистаном. Это, кстати, стало поводом для отказа Нью-Дели от участия в стратегическом китайском проекте "Один пояс — один путь".
При этом своим региональным союзникам — Пакистану и Бангладеш — Китай оказывает очень существенную помощь: Исламабаду уже обещаны 46 млрд долларов, Дакке сулят 40 млрд.
Все это говорит о том, что Индия рискует оказаться в стратегическом окружении, особенно если вспомнить о только что открытой китайской базе в Джибути и о планах по созданию таких баз по всему Индийскому океану.
События на высокогорном плато Доклан выглядят как тщательно просчитанный ход китайских стратегов: вопрос, казалось бы, незначительный, напрямую Индии не касается. И уж, во всяком случае, не стоит того, чтобы из-за него развязывать войну между ядерными державами. Однако в действительности отступление на этом участке для Нью-Дели представляется недопустимым.
Для Индии ситуация тем более неприятна, что у нее нет надежных союзников. Уже ясно, что ближайшие соседи — Пакистан и Бангладеш — ориентированы на Китай. Остается искать помощи у глобальных игроков, прежде всего у России и США.
Индийский премьер Нарендра Моди побывал в этом году и у Владимира Путина, и у Дональда Трампа. Очень вероятно, что и в Москве, и в Вашингтоне он договорился о поставках оружия. Но вот о перспективах совместных усилий по сдерживанию китайских амбиций судить сложно.
Россия могла бы сыграть ключевую роль посредника. Соответствующий опыт у нее имеется. Но для РФ нет здесь достаточной свободы для маневра, нет пространства для инициативы, нет соответствующего формата. Вспомним, что несколько лет назад была высказана идея стратегического треугольника Москва — Пекин — Нью-Дели. Но развития она не получила. Думается, что задушил ее Пекин, который лишался бы при этом свободы рук.
Вместо треугольника были созданы форматы ШОС, БРИКС, а совсем недавно — "единого пояса и пути", но ни в одном из них невозможно вести переговоры в узком кругу. Значит, они не подходят для посреднических усилий Москвы. То есть роль арбитра для нее закрыта.
В то же время Россия не может принять одну из сторон в противостоянии своих важнейших стратегических партнеров в Азии. Так что обращение за помощью к Москве для Нью-Дели выглядит не слишком перспективным.
Казалось бы, гораздо более реальными выглядят надежды на Вашингтон, который сам находится "в контрах" с Пекином и все более холоден с Исламабадом. Кроме того, США наверняка были бы не прочь воспользоваться конфликтом между крупнейшими участниками ШОС и БРИКС, особенно — ШОС, которая все больше выглядит как анти-НАТО.
Однако насколько далеко Америка была бы готова пойти в поддержке Индии против Китая? Какие гарантии способна дать? И каково качество этих гарантий? Все это — большой вопрос, тем более если учитывать то, как развивается ситуация вокруг Северной Кореи. Там ведь у США тоже есть обязательства перед союзниками — Японией и Южной Кореей. Но что реально Вашингтон сделал и делает, дабы обеспечить их безопасность перед лицом вызовов со стороны Пхеньяна? Пока ничего. Более того, он демонстрирует слабость.
В этих условиях нельзя исключать, что США предпочтут не гарантировать безопасность Индии, а поощрять ее на конфликт с Китаем. Насколько это может оказаться губительным для обеих стран, говорить излишне.
Остается надеяться, что у руководителей азиатских гигантов достанет мудрости и выдержки, чтобы найти возможности избежать худшего и перейти от противостояния и конфронтации к взаимовыгодному сотрудничеству.