В мае 2017 года основатель частной военной компании Blackwater Эрик Принс попытался доказать на страницах Wall Street Journal, что Пентагону было бы выгодно использовать профессиональных наемников и назначить наместника следить за войной в Афганистане.
По мнению Принса, это и есть решение самой продолжительной войны Америки: 16 лет и 117 миллиардов долларов. "В Афганистане власть наместника уничтожит необузданное мошенничество путем сосредоточения расходов на инициативы, которые продвигают стратегию центра, вместо того чтобы раздавать наличные деньги каждой протянутой руке из американской системы, лишенной институциональной памяти", — говорит он. Конечно, системные бюрократы не нравятся никому, вот только он забыл, что сам точно так же протягивал руку во время войны в Ираке.
Уже в июле в прессе стали появляться сообщения, что Принс и владелец военного подрядчика Dyn Corporation Стивен Фейнберг начали подготовку плана приватизации войны в Афганистане. Согласно материалам, стратегия была названа "Лаосским вариантом", как бы намекая на теневое управление США Лаосом во время войны во Вьетнаме.
Данное название явно не может считаться удачным, ведь США сбросили два с половиной миллиона тонн бомб на эту страну, пока не были вынуждены уйти и увезти с собой из Вьентьяна в 1975 году даже посольство. У американцев вообще не принято вспоминать о побочном ущербе, вызванном их зарубежными приключениями. А между тем за 40 с лишним лет после наступления мира в Лаосе от неразорвавшихся боеприпасов, сброшенных за девять лет незаконной кампании, погибло 20 тысяч мирных жителей.
Конечно, Принс и Фейнберг в президентской администрации пока встречают лишь холод, как и Макмастер или Мэттис, но импульс уже задан. Лобби военного бизнеса в США, пожалуй, самое могущественное, и если подрядчики заинтересованы в активизации афганской войны, то они ее обязательно получат. Политиков уговорить будет легко, поэтому для начала необходимо подготовить общественность.
Недавно бывший заместитель министра обороны Мишель Флурной опубликовала статью, в которой попыталась заверить читателей, что афганская война все еще не потеряна. Почему бы и нет? Как говорит Флурной, сейчас в Афганистане насчитывается "всего лишь 8400 военнослужащих США", а увеличение контингента, конечно же, поможет достижению установленных целей, но только в том случае, если они станут частью более масштабной и эффективной стратегии.
Упор на увеличение численности войск, а если быть честными, то на тысячи и тысячи наемников, оплаченных Фейнбергом и Принсом, вгоняет в печаль. Ведь если кого-нибудь и можно назвать отражением мнения Капитолийского холма, то это именно Флурной. Она была соавтором афганской политики администрации Обамы и сильно повлияла на принятие в ноябре 2009 года злополучного решения об отправке 33 тысяч солдат для поддержки режима Карзая.
Стоит напомнить, что на следующий тогда 2010 год пришлось три четверти всех человеческих жертв коалиционных сил за все 17 лет афганской войны. И виноват в этом был не только президент, который не смог противостоять оружейному лобби, но и исполнители заказа, чей Центр новой американской безопасности устами Мишель Флурной уверял американцев, что война в Афганистане есть и должна быть бесконечной, и Вашингтон будет воевать до тех пор, пока не заберет страну у талибов полностью.
Но Штаты никогда не смогут это сделать. Сейчас талибы контролируют намного больше территории, чем когда бы то ни было, начиная с трагедии 11 сентября. Местные жители, столкнувшись с хамством, зверской коррупцией и политикой, основанной на праве сильного, снова начинают верить в то, что талибы не террористы, а борцы за справедливость, и их стоит поддерживать морально и материально. Оппозиция в Кабуле набирает силу, а "Талибан" все смелее совершает набеги на села и даже небольшие города.
Конечно, сторонники вечной войны правы, когда говорят, что талибы должны заплатить за то, что укрывали Бен-Ладена и "Аль-Каиду", но они забывают, что международный терроризм со звериным лицом появился во многом благодаря американцам. Мусульманские экстремисты начали дестабилизировать весь мир вообще и Америку в частности не ради забавы, а чтобы остановить политику Штатов на Ближнем Востоке.
Именно поэтому, когда оружейный бизнес США начал говорить голосами Принса, Фейнберга и Флурной, призывая к возобновлению активных боевых действий, необходимо понять, что они просто хотят денег. Провалив попытки пройти во власть вместе с командой Хиллари Клинтон, военное лобби начинает масштабное давление на нынешнюю администрацию, которая иногда делает попытки прибраться за предшественниками.
Это оружейников, очевидно, не устраивает, ведь их может прокормить только вечная война. За 17 лет Соединенные Штаты просадили на нее 3,6 триллиона долларов, а львиная доля этой суммы осела в кошельках лоббистов и их хозяев. Поэтому есть всего два пути развития ситуации: либо президент Трамп выберет политические изменения и покинет свое кресло, либо подпишет множество военных контрактов и вновь превратит Афганистан в мясорубку.
Однако какой политик уйдет добровольно? Сил соперничать с милитаристами у Трампа нет: даже с его капиталом невозможно купить всех, поэтому он подчинится, а война в Афганистане не закончится, пока кошельки хозяев ВПК Штатов не лопнут от перенасыщения зеленой валютой.
Читайте также:
США готовят новую войну в Афганистане