Для Ирака, привыкшего за последние 14 лет к страшным новостям, освобождение Мосула стало глотком свежего воздуха. Радовались иракцы всех вероисповеданий и ответвлений ислама. ИГИЛ, организация, настолько бесчеловечная и средневековая, что "Аль-Каида" рядом с ней выглядит благородной масонской ложей, уже давно исчерпала лимит доверия даже самых радикально-настроенных жителей города. Поэтому когда иракская армия, федеральная полиция и возглавляемая США коалиция наконец вытеснили террористов из старых кварталов города после девяти месяцев жестокой бойни, Мосул, как и вся страна, вздохнул с облегчением.
Но несмотря на торжественную атмосферу в Багдаде, правительство Ирака быстро растрачивает весь лимит доверия, заслуженный у суннитского населения. Примирение, реинтеграция и реформы, которые имеют решающее значение для восстановления инфраструктуры и приближения страны к национальному единению, заменяются местью, кровожадностью и репрессиями — теми самыми мерами, которые и способствовали успеху ИГИЛ в Ираке.
После освобождения Мосула стали нормой зверские убийства жителей города представителями власти по подозрениям в поддержке терроризма, а зачастую и без них. Правозащитная организация Human Rights Watch зафиксировала многочисленные случаи, когда сотрудники иракской службы безопасности беспричинно выдергивали мужчин и мальчиков из толпы на контрольно-пропускных пунктах, жестоко избивали их и уводили в застенки. Свидетели рассказывали, что многие люди были просто там убиты, и разумно предположить, что при допросах их подвергали пыткам.
Свидетели и жертвы говорили о том, как семьи членов ИГИЛ были схвачены и доставлены в так называемые реабилитационные центры. Там они проходили проверки, чтобы власти определили, поддерживали ли они идеологию группировки. Ни одна из семей, с которыми говорили представители Human Rights Watch, не подтвердила, что им было предъявлено обвинение хотя бы в каком-нибудь преступлении, и все же этих людей по-прежнему удерживают против их воли теми силами безопасности, которые должны их защищать.
Одна из видеозаписей, опубликованных в этом месяце, показывает, как два якобы террориста были сброшены со скалы представителями власти. Это лишь последняя из серии сообщений о злоупотреблениях властью, связанных с иракской армией, полицией и ополченцами. Если для иракцев уже в порядке вещей выловить утром из Тигра пару мертвых тел с изуродованными лицами, которые невозможно визуально идентифицировать, становится ясно, что затянувшее небо облако ненависти, парящее над страной, нависало там без особой помощи террористов. И оно никуда не уйдет, если премьер Хайдер Аль-Абади не найдет политической воли, чтобы навести порядок в Ираке.
Прекращение злоупотреблений со стороны сотрудников сил безопасности или, по крайней мере, сокращение их количества — это не просто способ реализации прав человека и международного гуманитарного права. Это также стратегическая необходимость, если Ирак в обозримом будущем собирается покончить с межэтническими и межконфессиональными конфликтами, которые только усугубляются некомпетентностью многочисленных коалиционных правительств. Действительно, именно эти злоупотребления представителей власти, игнорируемые в Багдаде, донельзя облегчили банде бородатых нигилистичных джихадистов задачу увести северный Ирак из-под носа у правительства.
Всего три года назад жители Мосула радостно приветствовали на улицах города вступавших в него исламских террористов. Обычных мусульман слабо интересовала перспектива создания халифата, но тогда ребята с черными флагами выглядели значительно лучше на фоне солдат-беспредельщиков. Граждане Ирака встречали боевиков как освободителей от корыстолюбивого и шиитского правительства, членов которого они и сегодня называют преступниками, мародерами, насильниками и массовыми убийцами.
Если правительство Аль-Абади не хочет повторить события последних лет, то ему следует фундаментально реформировать государство, срочно восстановить инфраструктуру и наконец взять распоясавшихся военных в ежовые рукавицы. Конечно, для этого нужна будет помощь России, США, Лиги арабских государств и ООН, но в противном случае населению любые авантюристы, анархисты и разбойники снова станут милее родных правителей, которые обирают и убивают людей без суда и следствия. Однако ввиду того, что Багдаду легче винить во всем уцелевших террористов, перспектива видится совершенно неприглядная.