Визит вице-президента Ирака в РФ: примкнет ли Багдад к оси Москва—Тегеран—Дамаск

Может ли Багдад стать четвертым участником уже существующей геополитической оси Москва—Тегеран—Дамаск? Этот вопрос приобретает особую актуальность в свете начавшегося 23 июля четырехдневного визита в Россию вице-президента Ирака Нури аль-Малики. Уже в канун визита высокий гость дал понять: Багдад готов бросить вызов США. По его словам, иракцы выступают против размещения в стране военных баз США и готовы закупать российское вооружение.

В ходе визита в Москву вице-президента Ирака Нури аль-Малики проведет переговоры с президентом Владимиром Путиным, главой МИДа Сергеем Лавровым и спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко.

Во время встречи на высшем уровне, возможно, будет получен ответ на главный вопрос: с кем вы, иракцы, с США или Россией? Исследование Costs of War ("Цена войны"), проведенное Институтом международных исследований при Брауновском университете, показало: затраты США на войну в Ираке превысили два триллиона долларов, причем 1,7 триллиона ушло непосредственно на финансирование военных операций, а 490 миллиардов — на различные выплаты ветеранам войны.

Поэтому ясно, что, потратив на эту бессмысленную военную операцию из кармана налогоплательщиков США около двух триллионов долларов, Белый дом и конгресс постараются сделать все, чтобы Багдад не вышел из-под орбиты влияния США.

Ирак занимает стратегическое положение на Ближнем Востоке хотя бы потому, что является вторым по величине производитель нефти в ОПЕК: сегодня страна добывает около пяти миллионов баррелей в день, а к 2020 году добыча будет увеличена до восьми миллионов. Это означает, что Ирак по объему добычи вплотную приблизится к лидеру в этой области — Саудовской Аравии.

А если учесть, что США в энергетической войне против России используют нефть как политическое оружие, можно сделать вывод: если Ирак бросит вызов США и открыто станет военным союзником России, примкнув к оси Москва—Тегеран—Дамаск, то это будет означать серьезное геополитическое поражение США в Персидском заливе.

Насколько реален такой сценарий? Осмелится ли официальный Багдад пойти против Вашингтона? Выдержки из интервью вице-президента Ирака Нури аль-Малики РИА "Новости" в канун визита в Москве показывают: у руководства Ирака накопились серьезные претензии к заокеанской сверхдержаве.

Политика США на Ближнем Востоке — в Ираке и Сирии — могла привести к катастрофе, если бы в ситуацию не вмешалась Россия. Такой смысл заявления иракского вице-президента. "Говорил это ранее и повторю снова: если бы не российская позиция, регион полностью был бы уничтожен, — заявил Нури аль-Малики. — Карта его была бы новой и необычной без подхода России в сирийской проблеме, отличающегося от подхода США, пал бы режим в Сирии, благодаря этому активизировались бы террористы, изменилась бы карта региона, в итоге это привело бы к падению Багдада".

При этом иракский вице-президент призвал не впадать в эйфорию по поводу так называемой военной победы США в Мосуле. "Да, американцы поддержали нас авиацией, но основная заслуга принадлежит иракскому солдату, народному ополчению, авиации ВС Ирака, — заявил он. — Тем более, что победа над ИГИЛ (запрещена в РФ) в Мосуле не окончательная, там еще остаются террористы".

Что же касается сохранения военное присутствия США на иракской земле, то в этом у Багдада есть сомнения.

В частности, Нури аль-Малики недвусмысленно заявил, что общественное мнение его страны выступает против размещения военных баз США. "Это заявление иракского вице-президента свидетельствует о росте антиамериканских настроений в стране", — считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Николай Сухов.

По мнению эксперта, агрессия США против Ирака, в ходе которой был свергнут Саддам Хусейн, погрузил страну в хаос, и теперь страна раздроблена и разрушена. Причем антиамериканские настроения существуют как у шиитов, так и у суннитов.

Одним из факторов, который показывает, что Ирак уже не является таким же верным военным союзником США в регионе, как Саудовская Аравия и Кувейт, является сотрудничество Багдада с Москвой в сфере обороны.

Напомним, что в 2012 году Россия и Ирак подписали пакетное соглашение по линии военно-технического сотрудничества на 4,3 миллиарда долларов. Согласно условиям контракта, Россия начала поставки Ираку 43 вертолетов Ми-35М и Ми-28НЭ ("Ночной охотник").

В мае 2014 года Ирак подписал с Россией соглашение по поставке более 10 штурмовиков Су-25. В октябре 2014 года Москва поставила Багдаду крупную партию современных систем ПВО. В июле 2015 года министр обороны Ирака Халед аль-Обейди и директор Российской федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Александр Фомин подписали соглашение о сотрудничестве в военно-технической сфере. В июле 2017 года Россия и Ирак заключили контракт на поставку Багдаду танков Т-90.

Таким образом, хронология поставок российского вооружения в Ирак показывает, что Пентагону есть из-за чего беспокоиться. С тем же успехом Багдад мог закупать американские вертолеты и танки или системы ПВО, но предпочитает российские образцы вооружений.

Еще один тревожный сигнал для Вашингтона: военное сотрудничество Ирака с Ираном. 22 июля, в субботу, министр обороны Ирака Ирфан аль-Хаяли прибыл с государственным визитом в Тегеран, где подписал с иранским коллегой Хосейном Дехганом Меморандум о сотрудничестве в сфере обороны между двумя странами.

Сам по себе этот факт можно расценить как пощечину Багдада Вашингтону. Дональд Трамп объявляет Тегеран спонсором терроризма и призывает союзников США изолировать иранский режим, а в это время Багдад подписывает с Тегераном соглашение о военном сотрудничестве. Этот факт свидетельствует о провале американской дипломатии в Ираке.