Петр Порошенко расстелил перед президентским дворцом красный ковер, вдоль которого затем выстроился почетный караул. Затем под звуки оркестра из машины вышел Александр Лукашенко, и его тут же нежно обнял президент Украины. С такими королевскими почестями начался официальный визит батьки в "незалежную".
В августе 2017 года Александр Лукашенко отметит свое 63-летие, из которых 23 года он является президентом Белоруссии. Он в первой тройке политических долгожителей на пространстве СНГ. За долгие годы нахождения у власти Лукашенко мастерски овладел искусством лавирования между Россией и Западом.
Лишь три недели назад, 30 июня, в Москве он обнимался с Владимиром Путиным, где после очередной многомесячной ссоры с Кремлем вновь поклялся в верности России. И вдруг резкий поворот на 180 градусов: Батька, как ласково называют Лукашенко на родине, прибыл с официальным визитом в Киев. И теперь здесь он так же нежно обнимается с Петром Порошенко и говорит, что "белорусы и украинцы — братья навеки".
Примечательно, что в Киев батька прибыл сразу после антироссийского демарша Порошенко в Грузии, где он вместе со своим грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили скрепили подписями что-то вроде антироссийского пакта о совместной борьбе с "российской оккупацией" Крыма, Южной Осетии и Абхазии.
Чуть раньше Порошенко заручился поддержкой антироссийски настроенного премьер-министра Молдавии Павла Филипа, с которым Киев совместно организовал пограничную блокаду Приднестровья. И теперь в Киев — эпицентр антироссийской активности — прибывает Лукашенко, чтобы выразить солидарность с усилиями Порошенко по созданию вдоль границ России альянса недружественных стран. Причем и Украина, и Грузия, и Молдова не скрывают своей цели — войти в НАТО.
Лукашенко пока далек от мысли вступить в Североатлантический альянс, однако в Киеве он еще раз показал: внешнеполитический курс Минска не промосковский и не прокиевский. Мол, Белоруссия хочет одинаково дружить и с Москвой, и с Киевом. Как говорится в народе, нашим и вашим споем и спляшем.
С Россией дружить выгодно, так как она позволяет батьке покупать энергоресурсы по льготным ценам и открывает огромный российский рынок для аграрной продукции Белоруссии. С Украиной с экономической точки зрения невыгодно: это страна-банкрот, которая живет на жалкие подачки ЕС, США и МВФ. Но с политической точки зрения Лукашенко очень выгодно позировать перед зарубежными СМИ в объятиях с Порошенко.
Не секрет, что нынешний киевский режим — это продукт цветной революции, разработанной и реализованной политтехнологами из Брюсселя и Вашингтона. Поэтому показательная дружба с Порошенко — это для батьки эффективный инструмент сближения с Западом. Благодаря посреднической роли Минска в мирном процессе на Донбассе Лукашенко уже частично смысл с себя клеймо последнего диктатора Европы. Но до полного восстановления отношений с ЕС и США пока далеко. Поэтому и нужны новые демонстративные жесты солидарности борьбы "незалежной" с так называемой российской агрессией.
На итоговой пресс-конференции в Киеве 21 июля Порошенко и Лукашенко обменялись панегириками в адрес друг друга. "Граница между государствами останется границей мира", — заявил украинский лидер. В ответ Лукашенко пообещал: "Территорию Беларуси никогда не используют как плацдарм для агрессии против Украины". При этом он назвал русских, белорусов и украинцев "ядром цивилизации".
Лукашенко и Порошенко обменялись также жестами доброй воли: украинский лидер заявил о готовности Киева возобновить поставки электроэнергии в Белоруссию, которые были прерваны в 2014 году. В ответ батька пообещал начать отправку гуманитарных грузов из Белоруссии на Донбасс.
На итоговой пресс-конференции Лукашенко вел себя как искусный дипломат. Он избегал антироссийских выпадов, явно не желая вызвать раздражения Москвы: "Я никогда не ставил перед собой цель бежать впереди паровоза или спешить вперед батьки в пекло. Я делал, делаю и буду делать только то, о чем меня попросят два президента. Мне было поручено Петром Алексеевичем и Владимиром Владимировичем организовать эту встречу в Минске. Это не моя была инициатива. Мне сказали, как это сделать, я это сделал. Претензий нет".
Что же касается Крыма, то здесь политика Минска далеко не однозначна. В своих публичных выступлениях Лукашенко признает: "Крым — это уже российская территория". Однако почему-то на июльской сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ четверо из шести депутатов от Белоруссии голосовали за резолюцию, которая содержала пункты об осуждении "агрессии России против Украины" и "временной оккупации Крыма и Севастополя".
Таким образом, четыре белорусских делегата — Валерий Воронецкий, Ольга Попко, Болеслав Пирштук, а также сенатор Сергей Рахманов — поставили под сомнение территориальную целостность Российской Федерации. Вряд ли депутаты Белоруссии голосовали бы за антироссийскую резолюцию ПА ОБСЕ, не получив добро лично от Лукашенко. Так что искренность заявлений батьки о "российском Крыме" вызывает большие сомнения.
Что касается военного сотрудничества Минска с Москвой, то и тут политика Лукашенко весьма двусмысленна. С одной стороны, в июне 2017 года Россия и Белоруссия заключили 600-миллионный контракт на поставку белорусским ВВС и войскам ПВО двенадцати истребителей Су-30СМ. С другой стороны, Лукашенко так и не разрешил разместить в своей стране российские ракеты "Искандер" с ядерными боеголовками — на правах российской военной базы. Лукашенко говорит Москве: "Мы хотим разместить на своей территории не российские "Искандеры", а свои". Вывод таков: батька не доверяет России и хочет, чтобы пульт управления ракетами и вооружениями находился не в Москве, а в Минске.
Что ж... Тут стоит напомнить Лукашенко еще одну крылатую фразу, на этот раз из фильма "Формула любви", сказанную графом Калиостро: "Скакать сразу на двух конях — седалища не хватит!".
Пересмотрите классику отечественного кинематографа, Александр Григорьевич.