Баку, Тбилиси и Анкара открывают железнодорожный коридор из Азии в Европу

 

В начале 2018 года начнет действовать железнодорожная магистраль, которая соединит Центральную Азию с регионом Средиземноморья. Решение об этом было принято 19 июля 2017 года в Баку на совещании глав таможенных органов Азербайджана, Грузии и Турции. Эта железная дорога также призвана укрепить военно-политический альянс указанных трех стран.

Окно из Центральной Азии в Средиземноморье

На первый взгляд, Декларация об углублении сотрудничества в таможенной сфере, подписанная официальными представителями Азербайджана, Грузии и Турции, не производит впечатления исторического документа. Однако при внимательном рассмотрении выясняется: речь идет о стратегически важном транспортном коридоре, который обеспечит экономическую интеграцию стран региона и резко увеличит товарооборот на огромном геополитическом пространстве.

Проект строительства железнодорожной трассы Баку — Тбилиси — Карс, который впервые создаст прямое сухопутное сообщение между Азербайджаном и Турцией, перешел в практическую фазу еще в 2007 году. Однако относительно небольшую железную дорогу пришлось строить долгих 10 лет. Причина — дефицит финансирования.

В частности, в Тбилиси в казне вообще не оказалось денег, и Азербайджану пришлось выделить грузинскому правительству два льготных кредита в размере 775 миллионов долларов, которые частично пойдут на финансирование укладки железнодорожного полотна из турецкого Карса в грузинский город Ахалкалаки (из 98 километров магистрали 30 километров пройдет по грузинской территории), а также на реконструкцию в Грузии 183-километрового участка Ахалкалаки — Тбилиси.

После того как в январе 2018 года эта железнодорожная трасса начнет перевозить первых пассажиров и первую партию товаров, начнется реализация второго этапа: к проекту подключится Казахстан, через территорию которого трасса будет продолжена до Китая. Таким образом будет возрожден Великий шелковый путь.

"Новый транспортный коридор очень выгоден Казахстану, — говорит посол Казахстана в Азербайджане Бейбит Исабаев. — С вводом в эксплуатацию железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс грузопоток от Китая через территорию Казахстана в Европу пойдет двумя маршрутами. Первый маршрут — через территорию России в Европу, а второй — через казахстанские порты Актау, Курык и Алят по железной дороге из Баку до Турции, далее в Европу".

Новая железная дорога позволит связать в единое целое транспортные и экономические системы Азербайджана и страны Центральной Азии. "В рамках этого проекта таможенные ведомства Азербайджана, Грузии и Турции наладят более тесное взаимодействие с таможенниками и пограничными структурами стран Центральной Азии", — заявил глава государственного таможенного комитета Азербайджана Айдын Алиев.

На первом этапе объем транспортировки грузов по железной дороге Баку — Тбилиси — Карс не будет превышать пяти миллионов тонн в год. Зато на втором этапе, после подключения к проекту стран Центральной Азии и Китая, ежегодный объем грузоперевозок возрастет до 20-25 миллионов тонн.

Военный аспект нового транспортного коридора

Примечательно, что накануне подписания в Баку декларации о создании транспортного коридора, 18 июля 2017 года, в Тбилиси прибывший сюда с визитом президент Украины Петр Порошенко и его грузинский коллега Георгий Маргвелашвили. Они подписали декларацию о стратегическом партнерстве между двумя странами.

По сути, два лидера скрепили своими подписями своего рода антироссийский пакт: Порошенко в своем заявлении обвинил Россию в "аннексии Крыма", а Маргвелашвили подчеркнул, что "Южная Осетия и Абхазия оккупирована российскими войсками". При этом Порошенко пообещал передать Грузии… бесценный опыт украинской армии в гибридной войне — во время совместных военных учений, которые пройдут на территории Грузии и Украины. При этом оба лидера пообещали проявить решимость и добиться вступления двух стран в НАТО.

Пикантность ситуации заключается в том, что Грузия уже негласно является участником военно-политического треугольника Баку — Тбилиси — Анкара, который с вводом в эксплуатацию железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс приобретает конкретные очертания оборонного альянса. Не секрет, что наряду с экономическими грузами по этому транспортному коридору будут перевозиться и эшелоны с военнослужащими и вооружениями. В частности, Турция сможет направлять в Азербайджан оружие и военную технику для создания в республике военных баз.

Этот антироссийский пакт Грузии и Украины позволяет предположить, что в будущем Киев может стать четвертым участником военно-политического союза с участием Анкары, Баку и Тбилиси. Ключевую роль в будущем альянсе будет играть Турция, которая не отказалась от планов усилить свое влияние в Закавказье и тюркоязычных странах Центральной Азии. Ну а включение Украины в будущий военный союз будет играть символическую роль для Анкары, которая продолжает оставаться форпостом НАТО на линии противостояния с Россией.