Эдуард ЛОЗАНСКИЙ — о том, почему переговоры Рябкова и Шэннона не увенчались успехом

Фото: AP

Переговоры заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова со своим американским коллегой Томасом Шенноном не привели ни к каким конкретным результатам. Хорошо, что никто из дипломатов не хлопнул дверью, и они разошлись, пообещав найти решение существующих проблем и продолжить диалог. Однако уже понятно, что шансы на выполнение Трампом своих предвыборных обещаний о налаживании отношений с Россией — минимальны.

Можно успокаивать себя тем, что Трамп лучше, чем Клинтон, но Москва в любом случае поставлена в трудное положение. С учетом жесткой риторики и обоюдных угроз накануне встречи дипломатов в Вашингтоне невыполнение данных обещаний будет в будущем расценено российской и мировой общественностью как признак унижения и слабости.

Понятно, что рано или поздно последуют какие-то шаги в отношении налаживания сотрудничества между США и РФ, но забывать о существующих реалиях при этом не стоит. Давайте обратимся к сухим фактам.

Мировая экономика в настоящее время оценивается в 75,3 триллионов долларов; из них на долю США приходится 18,6 триллионов, на долю ЕС — 16,4 триллионов, а России — 1,2 триллиона. То есть российская экономика составляет всего лишь 3,4% от общей экономики США и ЕС.

Посмотрим на военные расходы. Общий мировой военный бюджет составляет 1,7 триллиона долларов, из них на долю США приходится 664 миллиарда, на остальных членов НАТО — 258 миллиардов, а на Россию — 66 миллиардов. Получается, что в процентном отношении военный бюджет РФ составляет лишь 7% от бюджета 29 стран НАТО.

Любые экономические санкции РФ против США, учитывая минимальный баланс торговли между этими двумя странами, могут причинить Штатам некоторые неудобства, но они, скорее, нанесут гораздо больший ущерб самой России.

Страны БРИКС или ОДКБ, конечно, вряд ли выступят в роли военных союзников РФ в случае вооруженного конфликта с НАТО. Остается рассчитывать на ядерные cилы, где у России существует паритет с НАТО. Но их применение будет означать конец нашей цивилизации, чего не хотят даже самые радикальные политики в обеих странах.

В то же время к получению ядерного и другого оружия массового уничтожения стремятся исламисты. Поэтому даже те вашингтонские политики, которые не устают повторять, что Россия является главным врагом США, понимают, что в вопросе нераспространения ядерного оружия сотрудничество с Россией необходимо.

Что Москва может делать в ситуации, когда американский конгресс и СМИ настроены к ней так враждебно, как не было даже во времена СССР?

В таком случае нужно уделить больше внимания мягкой силе, проанализировав, на какие слои американской общественности можно опираться в продвижении идей сотрудничества, а не конфронтации.

Такие люди есть в рядах и демократической, и республиканской партии. Согласно опросам и публикациям, примерно треть голосующих за республиканскую партию полагает, что с посткоммунистической Россией следует развивать дружеские и партнерские отношения, так как она разделяет их основные ценности.

Эти 50 миллионов американцев — колоссальный потенциал, который нужно использовать, предлагая конкретные идеи не только на официальном уровне, но и широко используя народную дипломатию.

Исследовательские центры в РФ должны разрабатывать соответствующие программы по взаимодействию со своими единомышленниками в США, а российские СМИ стремиться к тому, чтобы не распространять свою критику режима на всю Америку.

Стоит отметить, что недавно в США появилось движение Reagan Gorbachev Project, возглавляемое бывшими ближайшими сотрудниками кабинета Рональда Рейгана, которые также входят в число сторонников сближения с Россией.

Наверное, имело бы смысл создать нечто подобное и в России, но реалии таковы, что эффективное использование мягкой силы может стать важным фактором в процессе улучшения отношений между Россией и США.

________________________________________________________

Мнение редакции не всегда совпадает с мнениями авторов.