Похоже, что гипотеза о том, что истинным инициатором катарского кризиса являются Объединенные Арабские Эмираты, высказанная недавно на страницах "Правды.Ру", находит свое подтверждение. По данным американских СМИ, именно из этой страны была совершена атака на сайт катарского информационного агентства, с которой все началось.
Американское издание The Washington Post сообщило, что кибератака на СМИ Катара была организована ОАЭ. При этом оно ссылалось на источник в разведке США.
Напомним, что скандал, затем переросший в острый кризис, разразился из-за того, что на сайте официального катарского информагнтства QNA было опубликовано изложение речи эмира Тимима, в которой он призывал к налаживанию связей с Ираном. Власти Дохи назвали публикацию фальшивкой и удалили ее, однако текст был моментально растиражирован в региональной прессе и стал поводом для дальнейших протестов и демаршей арабской четверки — Бахрейна, ОАЭ, Королевства Саудовская Аравия (КСА) и Египта.
Происхождение провокационного материала до сих пор было неизвестно. И вот The Washington Post открывает миру глаза: следы ведут в Эмираты. Там эту информацию, естественно, тут же опровергли. Но осадок остался.
Посмотрим на политический контекст.
Катарский кризис, вернее, его масштабы, оказались, по-видимому, неожиданными для США. Вашингтон вряд ли полагал, что чуть ли не на следующий день после "триумфального" и "исторического" визита в Эр-Рияд президента Дональда Трампа в Персидском заливе начнется новая буря, грозящая реальным расколом в арабском мире.
Неудивительно, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон с головой окунулся в региональные проблемы и теперь прилагает все усилия, чтобы разрядить напряженность. Последний шаг на данном направлении — это подписание американо-катарского соглашения о противодействии терроризму. Тем самым Америка явно старается лишить арабскую четверку оснований для дальнейшей блокады Катара.
Но ожидавшихся результатов это пока не дало. В ответ на ход Тиллерсона из ОАЭ прозвучало сдержанное одобрение, сводящееся к формуле "наше давление приносит плоды". То есть в Эмиратах дело выставляют так, будто Тиллерсон выполняет работу, заданную ему соседями Катара.
Заметим, что из всей четверки именно ОАЭ ведут наиболее активную информационную работу в связи с кризисом. Эмиратский госминистр по иностранным делам Анвар Гаргаш выступает с регулярными и весьма жесткими заявлениями в адрес некогда братского Катара, отвергая любые попытки снизить накал страстей, переквалифицировать конфликт в некое подобие семейной ссоры. Напротив, он последовательно настаивает на том, что с Дохой существуют принципиальные, стратегические разногласия, которые невозможно решить полюбовно. "Действительность такова, что мы очень далеки от политического решения, заключающегося в смене Катаром своего курса. Мы движемся к длительному разрыву", — приводят информагентства его запись в "Твиттере".
Цель Эмиратов — лишить Катар суверенитета, поставить его под полный контроль четверки. Последняя идея из этой серии — организация международного мониторинга этой крошечной страны с финансовыми ресурсами в 300 миллиардов долларов.
Таким образом, в этой ситуации мы можем наблюдать крайне любопытную картину: интересы США натыкаются на препятствия, чинимые им, казалось бы, самыми близкими и преданными союзниками. Кто бы год назад мог подумать, что ОАЭ посмеют выставить документ, подписанный американским госсекретарем, в качестве доказательства эффективности эмиратской политики? Или что призывы Вашингтона к скорейшему урегулированию встретят возражения типа "мы движемся к длительному разрыву"?
Создается впечатление, что Америка утрачивает контроль над региональной ситуацией. В чем причины этого — предмет для отдельного анализа. Мы же ограничимся лишь кратким указанием на симптомы: своеволие ОАЭ, их большую деструктивную активность, а также на возможного истинного режиссера всего спектакля.
Совершенно невозможно себе представить, чтобы четверка, включая ОАЭ, начала бы свою игру самостоятельно, на свой страх и риск. Нет, тут все делается основательно: была проведена репетиция (пару лет назад), был выбран момент (смена хозяев в Белом доме), была организована мизансцена (война с терроризмом и противостояние Ирану). А главное, были получены гарантии поддержки на случай, если США пойдут на крайнюю меру в наведении дисциплины: отзовут свои гарантии безопасности.
Кто выступает гарантом? Турция? Вряд ли. Она сама наверняка действует по доверенности. Иран? Тоже нет. Он с удовольствием отхватит кусок-другой (в виде зоны влияния в Ираке, усиления своих позиций в Омане), но на весь Персидский залив у него сил не хватит.
Единственная сила, способная давать гарантии, в которые поверят арабы, — это Британия. У нас нет никаких доказательств того, что за катарским кризисом стоит Лондон. Но только он располагает всеми необходимыми знаниями и навыками, ресурсами и амбициями, которые необходимы для такой игры.
Суть ее заключается в перехвате Лондоном регионального доминирования из рук Вашингтона. Вернее, в обратном перехватывании. Ведь Британия была вытеснена американцами из Персидского залива в 70-х годах прошлого века.
Видимо, настает время реванша.