Мировые СМИ облетела сенсационная новость: Израиль собирается организовать прямой перелет в Саудовскую Аравию для израильских мусульман-паломников, принимающих участие в ежегодном хадже в Мекку. У Эр-Рияда и Тель-Авива нет дипломатических отношений, и такая инициатива рассматривается как прелюдия к организации на постоянной основе прямых авиарейсов из столицы Саудовской Аравии в Тель-Авив и Иерусалим. "Реальность изменилась, и наступило подходящее время, чтобы ответить на подобный запрос", — заявил министр связи Израиля Аюб Кара. Сегодня у Эр-Рияда и Тель-Авива есть один непримиримый враг. Это Тегеран. И, судя по всему, ненависть к Ирану заставляет саудитов и еврейское государство идти на негласный союз.
Трудно разгадать этот сложнейший ближневосточный пазл. На шахматной доске три ключевых игрока: Иран, Израиль и Саудовская Аравия. У Ирана нет дипотношений с Саудовской Аравией и Израилем. В свою очередь — у Саудовской Аравии нет дипотношений с Ираном и Израилем. То есть, на первый взгляд, еврейское государство является враждебным и для Ирана, и для Саудовской Аравии. Но в реальности все намного сложнее.
Гражданская война в Сирии и усиление роли Ирана, который сотрудничает с ВКС России в военных операциях на сирийской земле, заставляет Тель-Авив искать союзников для нейтрализации Тегерана. И лучшего союзника, чем Саудовская Аравия, еврейское государство найти не сможет. Тель-Авив и Эр-Рияд сближает хотя бы то, что обе столицы осудили Барака Обаму за то, что тот лоббировал так называемую ядерную сделку мирового сообщества с Ираном, итогом которой стала отмена международных санкций против Тегерана.
При этом Иран не отказался от своей главной внешнеполитической цели: лишить Израиль права на существование. То есть никаких шансов на компромисс с Тель-Авивом Тегеран не оставляет. А в качестве ударной силы против еврейского государства используется потенциал военизированной организации "Хезболла", которая для борьбы с Израилем получает из Тегерана как финансовую, так и военную поддержку. Недавние военные инциденты на Голанских высотах, оккупированных Израилем, показали, что Сирия для Ирана является лишь удобным плацдармом для активизации с помощью "Хезболлы" священной войны против Израиля.
Саудовская Аравия также недовольна наступательной политикой Ирана, который, как подозревают в Эр-Рияде, вооружает шиитских повстанцев-хуситов в Йемене, успех которых может угрожать национальным интересам саудитской королевской династии. Таким образом, у Тель-Авива и Эр-Рияда есть все основания объединить свои усилия для того, чтобы умерить региональные амбиции Тегерана.
Как отмечает американская The Wall Street Journal, Эр-Рияд готов пойти на восстановление политических контактов с Израилем, если Тель-Авив пойдет на некоторые уступки в мирном процессе с палестинцами. Впрочем, есть один пункт разногласий, который кажется неразрешимым: Саудовская Аравия выступает за немедленное создание Государства Палестина, а Израиль категорически против.
Тем не менее эти разногласия уже не могут остановить объективный процесс сближения двух стран. В частности, общий старший брат Саудовской Аравии и Израиля — это Соединенные Штаты. И Дональд Трамп в ходе недавнего ближневосточного турне своим демонстративным перелетом из Саудовской Аравии в Израиль дал понять, что Вашингтон хотел бы видеть Эр-Рияд и Тель-Авив в одном строю создаваемой Вашингтоном коалиции против Тегерана.
Доверительным отношениям между Вашингтоном и Эр-Риядом способствует наличие в команде Дональда Трампа двух ключевых фигур, которые хорошо знакомы с Саудовской Аравией. Как известно, министр обороны Джеймс Мэттис до своего назначения на пост шефа Пентагона долгое время курировал военно-техническое сотрудничество США с монархиями Персидского залива. Другой ключевой игрок команды Трампа, госсекретарь Рекс Тиллерсон, до назначения на свой пост возглавлял нефтяной гигант ExxonMobil, который тесно сотрудничал с Эр-Риядом.
Как сообщает британская газета The Times, в настоящее время Израиль и Саудовская Аравия ведут закулисные переговоры об установлении экономических отношений. По данным газеты, этот исторический шаг может стать первым на пути к нормализации отношений. Еще год назад, в июле 2016 года, Израиль с визитом посетила саудовская делегация, возглавляемая отставным генералом Анваром Эшки. В состав делегации входили также саудовские бизнесмены и представители академических кругов. По данным СМИ обеих стран, негласно координируют свои действия в борьбе с Ираном и спецслужбы Саудовской Аравии и Израиля.
Отмечается, что избрание новым наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана, 31-летнего сына короля Салмана ибн Абдул-Азиза аль-Сауда, по мнению экспертов, еще более усилило шансы на окончательное примирение Тель-Авива и Эр-Рияда. Наследный принц явно настроен на примирение с Тель-Авивом, считая, что только совместно с Израилем саудовская монархия может нанести окончательный удар по лидерским амбициям Ирана в регионе Ближнего Востока.
На днях глава министерства обороны США Джеймс Мэттис откровенно назвал конечную цель: смену режима в Тегеране, который, безусловно, дестабилизирует ситуацию на Ближнем Востоке и, как считают в Вашингтоне, является "спонсором международного терроризма". Мэттис, получивший прозвище Бешеный Пес за свою жестокость в ходе войны США в Ираке, известен как человек, который свои слова на ветер не бросает.
Так что Тель-Авив и Эр-Рияд должны быть готовы к команде "фас" из Вашингтона, чтобы путем дестабилизации ситуации в Иране попытаться сменить там режим.