В апреле 2017 года в резиденции на побережье Флориды Дональд Трамп и Си Цзиньпин провели вместе несколько солнечных дней. Президент США тогда заявил, что сотрудничество США и Китая может разрешить многие сложные проблемы мировой безопасности. "Отношения, возникшие между председателем Си и мной, я считаю выдающимися, — сказал тогда Трамп журналистам. — Мы с нетерпением ждем новых встреч, и я считаю, что со временем мы совместно решим множество сложных проблем".
Тогда многим казалось, что на горизонте замаячил новый перспективный международный тандем. Действительно, Дональд и Си много раз разговаривали по телефону, обсуждая все — от ядерной проблемы Северной Кореи и международной торговли до Южно-Китайского моря и неприкосновенности политики "одного Китая", которая определяла отношение Вашингтона к Пекину последние 40 лет.
Со временем президент США, видимо, понял, что наладить продуктивные партнерские отношения с Китаем гораздо сложнее, чем терроризировать мобильный телефон китайского руководителя. Несмотря на то, что председатель Си может оставаться лично для Трампа "отличным парнем", его администрация давно пришла к выводу, что китайцы не будут делать ставки на союз с Америкой, если, конечно, Белый дом не пойдет на гигантские уступки, которые точно вызовут очередной политический скандал в Вашингтоне.
Тем более маловероятно, что Китай ввяжется в авантюру с Северной Кореей после недавних санкций против китайских банков. Неужели Трамп действительно полагал, что Пекин откажется от своей внешней политики последних десятилетий и начнет кампанию против Кимов в полной гармонии с Вашингтоном? Хотя, возможно, это сложный план великого переговорщика, который сейчас просто дает Китаю шанс самому разобраться с Пхеньяном прежде, чем демонстрировать экономическую, политическую и военную мощь США.
Но каковы бы ни были мотивы администрации Трампа, Белый дом в настоящее время находится на распутье: сейчас он либо должен признать, что Си Цзиньпин не намерен нарушать статус-кво, либо предоставить китайцам еще несколько месяцев, чтобы доказать, что они заинтересованы в ином развитии ситуации. Последний вариант сейчас стал возможен благодаря Пхеньяну и его баллистической ракете, способной долететь до Аляски.
Отношения США и Китая слишком важны для глобальной экономики, дипломатической системы и международной стабильности. Для Вашингтона было бы ошибкой вселенского масштаба закопать их в землю. У двух стран есть перспективы сотрудничества по общим вопросам. Например, китайцы так же обеспокоены распространением групп джихадистов и экстремистской пропаганды, как Соединенные Штаты и Россия.
Оба государства заинтересованы в обеспечении стабильной работы органов ООН, особенно в подверженных кризисам районах мира, в которых дипломаты могут обеспечить политическую стабильность куда быстрее и качественнее, чем американские или китайские солдаты. Как уже было сказано, начинает проявляться общая позиция и по ядерной программе КНДР: Си, как и Трампа, начинает волновать воинственность и агрессивность Ким Чен Ына, который не похож на своих предшественников и, видимо, не понимает, когда стоит нажать "на паузу".
Тем не менее в позициях обеих стран и их руководства слишком много различий. Китай очень заботится о статусе лидера в АТР, а США, как всегда, не слишком трепетно относятся к чужим переживаниям. У лидеров могут быть сколько угодно отличные личные взаимоотношения, но как показывает практика, в XXI веке решают не люди, а системы, каждая из которых заботится исключительно о собственном благополучии.