Выйдет ли Армения из транспортной блокады, в которой она оказалась в результате конфликта с Азербайджаном за Карабах? Этот вопрос приобрел актуальность после того, как 12 июня стало известно, что на переговорах в Праге официальные представители России и Грузии Григорий Карасин и Зураб Абашидзе договорились о восстановлении транспортных коммуникаций через Абхазию и Осетию. А если учесть, что Армения не имеет общей сухопутной границы с Россией, то открытие железнодорожного сообщения через Абхазию может означать и возобновление железнодорожного сообщения между Арменией и Россией. Соседний Азербайджан убеждает Грузию не идти на этот шаг. "До урегулирования карабахского конфликта и речи быть не может о завершении транспортной блокады Армении", — заявил источник в МИДе Азербайджана.
Таким образом, Тбилиси оказался перед сложной дилеммой: с одной стороны, Грузия негласно является энергетическим и военно-политическим союзником Азербайджана в рамках создающейся геополитической оси Баку—Тбилиси—Анкара. С другой стороны, Грузия сохраняет дружественные отношения с Арменией. В апреле 2017 года министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе посетил Ереван, где его лично принял президент Армении Серж Саргсян. "Стороны с удовлетворением отметили, что армяно-грузинские отношения развиваются динамично: налицо активный политический диалог, углубляются экономические отношения и сотрудничество в гуманитарной сфере", — отмечалось в сообщении пресс-службы президента Армении.
В то же время Баку никак не комментирует сообщения СМИ о договоренности Москвы и Тбилиси восстановить прямое сообщение между Арменией и Россией через территорию Абхазии и Южной Осетии. Видимо, руководство Азербайджана ждет объяснений от официального Тбилиси по данному вопросу. Ведь еще месяц назад Грузия заверяла Баку, что не пропустит поезда в Армению через свою территорию. В июне 2017 года официальный представитель департамента международных отношений министерства энергетики Грузии Тамара Джанашия заявила, что грузинское правительство выступает против возобновления железнодорожного сообщения по данному маршруту.
Однако факт остается фактом: Россия и Грузия, не имеющие с 2008 года дипломатических отношений, выбрали в качестве нейтральной площадки для переговоров Прагу, и Чехия стала посредником в серии переговоров по гуманитарной и транспортной тематике между Москвой и Тбилиси. Специальный представитель премьера Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе провел здесь серию консультаций с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным.
Пикантность ситуации заключается в том, что Грузия, в отличие от России, не признает Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, и поэтому выступает против их участия в переговорах об открытии транспортных коридоров. Однако начальник экспертного управления администрации президента Абхазии Аслан Барциц предупредил: "Грузия и Россия никак не смогут договориться о возобновлении железнодорожного сообщения без участия Абхазии. Без Абхазии ни один вопрос решаться не может. Наша страна также является суверенным государством. Кто-то хочет это признавать, кто-то не хочет — это их личные проблемы. Главное то, что мы давно себя признали, завоевали победу, положив тысячи жизней. Поэтому все вопросы, касающиеся интересов Абхазии, должны решаться с нашим участием".
В таком же духе высказались и в Цхинвале. Внешнеполитическое ведомство Южной Осетии выступило с заявлением, в котором говорится: "Вопрос транзита грузов может быть решен только в результате переговоров с властями Республики Южная Осетия и на основе соответствующей юридической базы".
Тем не менее Москва и Тбилиси решили не приглашать Абхазию и Южную Осетию на переговоры в Прагу. Сообщается, что двустороннее соглашение между Россией и Грузией о возобновлении сообщения по торговым коридорам было подписано еще в ноябре 2011 года. В ходе переговоров Тбилиси снял свое вето на принятие России в члены Всемирной торговой организации (ВТО). В ответ Россия согласилась с условием Грузии на восстановление транспортных коридоров: они должны регулироваться международными посредниками, ответственными за контроль потока грузов и их маркировку.
В ходе нынешнего раунда переговоров в Праге была найдена формула партнерства, позволяющая задействовать коммуникации через Абхазию и Осетию, не касаясь при этом деликатной проблемы статуса бывших грузинских автономий. "Мы договорились, что консультаций на этот счет больше не будет, — заявил Зураб Абашидзе. — Теперь уже пора перейти к оформлению конкретных соглашений". С ним согласился Григорий Карасин. "Мы пошли вперед. Сейчас мы находимся уже на этапе практической реализации договоренностей. Понимание того, как надо действовать, достигнуто", — подчеркнул он.
В ходе переговоров в Праге Абашидзе сначала настаивал, что таможенное оформление грузов должно осуществляться на ее международно признанной границе. На это Григорий Карасин возразил, что сделать это невозможно, так как Россия признала Абхазию и Южную Осетию в качестве двух независимых государств. В итоге Тбилиси смягчил свою позицию и не стал больше требовать досмотра грузов на границе России с Абхазией и Южной Осетией. Был выработан компромиссный вариант: швейцарская компания SGS выступит в роли посредника и обеспечит механизм электронного слежения за передвижением грузов из России в Грузию и обратно через торговые коридоры по территории Абхазии и Южной Осетии. Трейлеры и рефрижераторы станут распечатываться на границе, где будут оформлены контрольно-пропускные пункты. Этот вопрос передается в ведение трехсторонней российско-грузино-швейцарской рабочей группы.
Между тем в Ереване испытывают оптимизм по поводу договоренностей, достигнутых в Праге. Здесь считают, что прогресс на переговорах в Праге наметился сразу после состоявшегося в начале года визита в Москву премьер-министра Армении Карена Карапетяна. Мол, глава правительства Армении убеждал российскую сторону в необходимости скорейшего разблокирования железнодорожной магистрали между Арменией и Россией. Он, в частности, высказался за создание альтернативы Военно-Грузинской дороге. По его словам, магистраль, пролегающая через пропускной пункт "Верхний Ларс", очень часто закрывается из-за неблагоприятной погоды.
"У России и Грузии есть обоюдное желание открыть железную дорогу через Абхазию, — заявил в Ереване министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ваан Мартиросян. — Мы не участвуем в этих переговорах, но видим заинтересованность и с грузинской, и с российской стороны. Но в переговорах возникает много деталей, которые надо обговаривать. Переговоры требуют времени, к этому нужно относиться с пониманием. Но результат обязательно будет".
В Тбилиси, в отличие от Еревана, нет единодушия по поводу возобновления работы транспортных коридоров. Фракция возглавляемой Михаилом Саакашвили оппозиционной партии "Национальное движение" еще весной вызвала Зураба Абашидзе в парламент для дачи разъяснений. Между тем Баку тоже пытается повлиять на позицию Абашидзе с целью дезавуировать договоренности, достигнутые в Праге. В Азербайджане понимают, что в случае восстановления транспортных коридоров Армения получит доступ к коммуникациям России и стран Евросоюза, товарооборот с которыми составляет две трети общего объема армянской внешней торговли.
Как отмечают эксперты, главный рычаг воздействия Баку на Тбилиси — это природный газ, который Грузия получает по льготным ценам. Поэтому в случае согласия Грузии открыть транспортный коридор из Армении в Россию, президент Азербайджана Ильхам Алиев может повысить цены на газ для Грузии. Однако в Тбилиси могут посчитать также выгоды от возобновления работы транспортных коридоров. В частности, Грузия ежегодно будет получать солидные таможенные сборы за транзит грузов, следующих из России в Армению и из Армении в Россию. Кроме того, разблокированные транспортные, в том числе и железнодорожные коридоры могут стать частью международного транспортного коридора Север—Юг.
Итак, в Ереване и Баку затаили дыхание в ожидании того, чью сторону поддержит Тбилиси. А президенту Георгию Маргвелашвили, возможно, для принятия окончательного решения, придется перечитать монолог Гамлета "Быть или не быть".