Почему МИД РФ обвинил Баку в дискриминации российских армян

Над Москвой и Баку сгустились тучи. В среду дипломатические ведомства России и Азербайджана обменялись жесткими заявлениями. Смоленская площадь обвинила Баку в дискриминации россиян с армянскими фамилиями, которые, прилетая в столицу Азербайджана, задерживаются и нередко выдворяются за пределы страны. МИД Азербайджана, по сути, отверг обвинения, дав понять, что указанная практика в отношении граждан РФ с армянскими фамилиями будет продолжена.

В ответной ноте официального Баку отмечается, что "для предотвращения нежелательных эксцессов Азербайджан вынужден применять соответствующие регуляции по отношению к ряду лиц". Иными словами, в Баку не скрывают, что россияне армянского происхождения иногда, прикрываясь другими целями, приезжают в Азербайджан для шпионской или подрывной деятельности. А это угрожает национальной безопасности Азербайджана, и поэтому власти республики вынуждены реагировать.

Однако в Москве аргументы азербайджанских дипломатов сочли неубедительными, а ответ МИДа Азербайджана — "неудовлетворительным". На Смоленской площади предупредили, что Россия "продолжит требовать прекращения возмутительной дискриминационной практики".

Таким образом, налицо обострение отношений России и Азербайджана, которое назревает уже давно, и, как считают эксперты, инциденты с российскими армянами — это лишь повод для словесной войны между РФ и Азербайджаном. О том, что в некогда казавшейся нерушимой дружбе этих двух стран образовалась трещина, стало очевидным в середине мая 2017 года, когда Верховный суд России вынес вердикт: запретить на территории РФ деятельность Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК).

Эта крупнейшая и близкая к правительству Азербайджана общественная организация была создана 5 марта 2001 года на учредительном съезде конгресса при поддержке президентов России и Азербайджана Владимира Путина и Гейдара Алиева. И за 16 лет своего существования ВАК по сути был посредником в отношениях правительств этих двух стран.

Как указывают эксперты, речь идет о беспрецедентном за четверть века решении в отношении влиятельной азербайджанской диаспоры в России, которая насчитывает около двух миллионов человек. Как выяснилось, министерство юстиции России обратилось с ходатайством о ликвидации ВАК в Верховный суд РФ после того, как уличило азербайджанскую организацию в нарушении законодательства РФ. В частности, было выявлено финансирование ВАК со стороны иностранного государства, в данном случае — со стороны Азербайджанской Республики.

Между тем, согласно ФЗ РФ от 20 июля 2012 года, "НКО, занимающиеся политической деятельностью на территории России, могут получать финансирование из иностранных источников только в том случае, если они зарегистрируются в Минюсте в качестве иностранного агента". Естественно, ВАК не был зарегистрирован в качестве "иностранного агента".

Но важно не это обстоятельство, а тот факт, что Минюст не мог замахнуться на такую влиятельную организацию как ВАК, не получив добро от Кремля или от руководства правительства России. Почему-то все минувшие 16 лет Минюст не замечал нарушений со стороны ВАК, но вдруг прозрел?

Недружественная, как считают в Баку, позиция российского Минюста по отношению к Азербайджану, суровый вердикт Верховного суда РФ и сегодняшнее гневное заявление МИДа РФ — все это окончательно развеяло иллюзии по поводу вечной дружбы между Кремлем и руководством Азербайджана. В Баку запрет ВАК восприняли как определенный сигнал от руководства России о том, что медовый месяц в отношениях двух стран завершается.

Чем же может быть вызвано недовольство Москвы? Можно назвать целый ряд причин. Во-первых, в Кремле явно раздражены тем фактом, что президент Азербайджана Ильхам Алиев пытается ослабить позиции "Газпрома" в Европе путем продвижения явно антироссийского "Южного газового коридора". Речь идет проекте расширения Южнокавказского газопровода (Баку-Тбилиси-Эрзерум), а также строительстве в Турции газопровода TANAP и его продления по Европе — газопровода TAP.

Эта газотранспортная магистраль пройдет в обход территории России в Европу. Впрочем на первом этапе "Южный газовый коридор" не будет представлять опасности для России, так как по нему будет ежегодно поставляться в Европу всего лишь 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа. Гораздо опаснее второй этап (если он вообще наступит), когда (или если) к "Южному газовому коридору" подключатся Узбекистан, Казахстан и Туркмения, у которых имеются солидные запасы природного газа. Тогда позиции "Газпрома" в Европе действительно могут пострадать.

Другой фактор, вызывающий нервозность в Кремле, это участие Баку в политическом треугольнике Анкара-Баку-Тбилиси. В то время как у России отсутствуют дипломатические отношения с Грузией и растет напряжение в двусторонних отношениях, Баку и Анкара не только помогают стремящейся в НАТО Грузии укрепить свой оборонный потенциал, но и к тому же втягивают Тбилиси в военный альянс трех стран.

Участие Грузии в этом альянсе необходимо по той причине, что между Азербайджаном и Турцией отсутствует прямое сухопутное сообщение, а Грузия является своеобразным мостиком в создании военно-политического союза между двумя родственными по языку и культуре странами.

Формально Азербайджан не участвует в каких-либо военных блоках — в частности, в ОДКБ — и не собирается вступать в НАТО. Однако, как отмечают эксперты, недавнее решение России и Армении создать единую систему ПВО предоставило Еревану возможность использовать в случае возобновления войны с Азербайджаном российские истребители четвертого поколения и зенитно-ракетные комплексы С-300.

Вот почему Баку, несмотря на недовольство Кремля, стал вести интенсивную подготовку к созданию военного альянса с Турцией в качестве противовеса российско-армянскому оборонному союзу. В июле 2016 Ильхам Алиев подписал указ об утверждении протокола по передаче в пользование личному составу Вооруженных сил Турции зданий и строений в военном городке Гызыл Шярг ("Красный Восток") в Баку и одного терминала на военном аэродроме в поселке Зейналабдин Тагиев (бывшее название Насосный, расположен в 45 километрах севернее Баку).

Хотя минобороны Азербайджана поспешило заявить, что речь не идет о создании военных баз на территории Азербайджана, тем не менее независимые военные эксперты заявили, что можно говорить о подготовке к размещению на территории Азербайджана турецких воинских контингентов и вооружений на постоянной основе. А после ввода в эксплуатацию железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки-Баку военные эшелоны из Турции в Азербайджан смогут оперативно доставлять в Азербайджан грузы оборонного назначения.

Таким образом, раздражителей в отношениях Москвы и Баку все еще немало, а главным фактором, ускоряющим постепенный выход из орбиты влияния России, является все более укрепляющийся оборонный союз России и Армении.

Недавнее размещение в Армении российских оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер-М" и предоставление Россией кредита Армении на поставки вооружений на сумму 200 миллионов долларов еще более убедило Азербайджан в том, что Россия ни в коем случае не позволит Азербайджану начать на фронте наступление. Так что Турция пока остается для Баку единственной надеждой на изменение статуса-кво в карабахском вопросе.