"Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) планируют до конца текущего года заключить с Ираном соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Об этом заявил 28 июня заместитель министра экономического развития России Алексей Груздев. По его словам, "сейчас ведется формирование списка товарных позиций, по которым будут действовать особые условия торговли".
"На первом этапе список будет содержать 200-300 позиций, учитывающих интересы Ирана и ЕАЭС, основные интересы Ирана при этом — сельское хозяйство и отдельные позиции в машиностроении", — уточнил Алексей Груздев.
Таким образом, если это соглашение с Тегераном будет подписано, то пять стран-членов ЕАЭС — Россия, Армения, Киргизия, Белоруссия и Казахстан — фактически смогут создать единое экономическое поле на огромном геополитическом пространстве, от Черного моря до Персидского залива. Из пяти стран-членов ЕАЭС особую выгоду из соглашения с Ираном может извлечь Армения, потому что эта закавказская республика, не имея общей границы с Россией, имеет прямой выход на Иран и поддерживает с этой страной тесные экономические связи.
Кроме того, в условиях, когда Армения ввиду карабахской проблемы подвергается транспортной блокаде со стороны Азербайджана и Турции, именно Иран играет для Еревана роль единственного стратегически важного коридора для выхода на международный рынок через порты Персидского залива. В свою очередь Тегеран рассчитывает с помощью общей границы с Арменией обеспечить себе выход на обширный рынок ЕАЭС. Растет товарооборот Ирана со всеми странами ЕАЭС. В частности, объем взаимной торговли Ирана с Россией в 2016 году вырос на 67% по сравнению с 2015 годом. Астана тоже наращивает сотрудничество с Тегераном. В апреле 2016 года, в ходе визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Тегеран, было подписано 66 соглашений на общую сумму в 2 миллиарда долларов.
В настоящее время страны ЕАЭС и Иран обсуждают маршрут масштабного железнодорожного коридора "Север-Юг", который должен стать частью исторического коридора из Черного моря в Персидский залив. Интрига, однако, в том, что Тегеран, как считают, в Ереване, ведет игру на два фронта. С одной стороны, Иран (во всяком случае, на словах) не отказывается от идеи создания железной дороги между Тебризом (административный центр Иранского Азербайджана) и Ереваном. Однако проект пока никак не переходит в практическую плоскость ввиду его большой стоимости. Объем вложений в проект оценивается в 3,2 миллиарда долларов. И источников финансирования пока не обнаружено. Так что грузоперевозки из Ирана в Армению пока осуществляются только по имеющейся автодороге.
В то же время, к большому раздражению Армении, недавно Иран заключил соглашение о продолжении строительства ветки с Азербайджаном (Астара (Иран) — Астара (Азербайджан). В августе 2016 года в Баку лидеры России, Азербайджана и Ирана подписали декларацию о создании транспортного коридора "Север-Юг". В частности, в декларации отмечается: "Стороны будут и далее на взаимной основе содействовать реализации новых проектов по соединению железных дорог в рамках международного транспортного коридора "Север-Юг".
На полях бакинского саммита президенты Азербайджана и Ирана Ильхам Алиев и Хасан Роухани договорились построить транспортный коридор, который свяжет страны Персидского залива с Россией и Евросоюзом. Стороны пришли к выводу, что если соорудить конкретный участок коридора протяженностью 172 километра из иранского города Решт в азербайджанский город Астара, то можно будет открыть прямое железнодорожное сообщение из Персидского залива в страны СНГ и в Европу. Общая протяженность коридора "Север-Юг" составит 7200 километров.
В Баку полны оптимизма: здесь надеются, что именно по азербайджанской территории пройдет транспортный коридор из Черного моря в Персидский залив. Глава компании "Иранские железные дороги" Мохсен Пурсеид Агаи сообщил, что к концу 2017 года Тегеран сдаст в эксплуатацию железную дорогу Казвин — Решт, а строительство железной дороги из иранского Решт в азербайджанский Астара завершится в 2019-м. По его словам, эти транспортные артерии станут частью железнодорожного коридора "Север-Юг". По словам иранского чиновника, на реализацию проекта требуется полтора миллиарда долларов.
Иран также ведет переговоры с Азербайджаном и Грузией по временным маршрутам грузоперевозок, и для этого предусматриваются два варианта. "Первый вариант — это соединение иранской и азербайджанской Астары посредством железной дороги, — продолжает глава компании "Иранские железные дороги". — Иран совместно с Азербайджаном взял на себя обязательство, что данный процесс будет завершен до конца 2016 года. В этом случае грузы будут перевозиться из Бендер-Аббаса до Казвина по железной дороге. Дальше они будут транспортироваться в Астару другими транспортными средствами, а затем — перевозиться посредством железных дорог Азербайджана.
Второй вариант предусматривает перевозку грузов через иранский порт Амирабад. "Мы создадим в порту возможность прямой погрузки грузов из вагонов на суда, — рассказывает Мохсен Атаи. — Далее из Амирабада грузы будут судами доставляться в бакинский порт Алят, а оттуда по железной дороге в Грузию. Оба эти варианта будут действовать до тех пор, пока не завершится строительство железной дороги Казвин — Решт — Астара. Завершение этого проекта позволит перевозить в год как минимум 10 миллионов тонн грузов".
В соседней Армении углубление сотрудничества Ирана с Азербайджаном в транспортной сфере вызывает большую тревогу. Здесь задаются вопросом: почему Тегеран активно реализует совместные с Азербайджаном проекты строительства новых железнодорожных узлов? В то же время Тегеран затягивает обсуждение с Ереваном проектов создания железнодорожного коридора через Армению.
Тем не менее определенные подвижки в этом направлении удалось обеспечить в ходе визита в декабре 2016 года в Ереван президента Ирана Хасана Роухани. По итогам его переговоров с армянским президентом Сержом Саргсяном было подписано соглашение о совместной эксплуатации пограничного пункта Нурдуз-Мегри, которое, как считают в Ереване, станет важным шагом в развитии транспортного коридора из Черного моря в Персидский залив и повысит роль Армении в качестве транзитного государства. Кроме того, Роухани пообещал включить Армению в проект транспортного коридора "Север-Юг", который соединит Россию с Ираном.
Таким образом, Иран продолжает вести двойную игру, лавируя между Азербайджаном и Арменией в реализации транспортного коридора из Черного моря в Персидский залив. Стратегический интерес Тегерана заключается в том, чтобы через совместные транспортные проекты вовлечь Баку в орбиту своего влияния, чтобы не позволить Израилю перетянуть Азербайджан на свою сторону.
В частности, в декабре 2016 года Баку посетил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который заявил "о стратегическом партнерстве с Азербайджаном". После этого визита официальному Баку пришлось оправдываться перед Тегераном: мол, отношения с Израилем не будут развиваться в ущерб "дружественным отношениям" между Азербайджаном и Ираном, где проживает 30-миллионная азербайджанская диаспора.
В то же время Иран, чтобы сохранить баланс интересов в Закавказье, намерен наращивать сотрудничество с Арменией, которую в Тегеране рассматривают как связующее звено для выхода на обширный рынок стран ЕАЭС, и в первую очередь для углубления сотрудничества с Россией. В рамках такой политики Иран недавно объявил о трехкратном увеличении поставок в Армению природного газа к 2018 году. Также продолжается строительство энергетического коридора "Север-Юг", призванного объединить электроэнергетические системы Армении, Ирана, Грузии и России.