Похоже, заклятые враги Иран и Израиль вступили на тропу большой войны на сирийской земле. Тегеран и Тель-Авив, не имея дипломатических отношений, время от времени грозят уничтожить друг друга, и риторика, исходящая от руководства двух враждующих стран, не оставляет сомнений: большая война между двумя странами может начаться в любой момент. И поводом для такой войны может стать столкновение интересов Ирана и Израиля в Сирии.
Конечно, в Тегеране понимают, что у Израиля есть в запасе ядерное оружие, которое еврейское государство в крайнем случае может применить против Ирана, у которого пока такого оружия нет. Возможно, эта опасность несколько сковывает действия Тегерана в его нынешнем противостоянии с Израилем.
Тем не менее 18 июня 2017 года произошло знаковое событие, которое показало, что Тегеран впервые с 1988 года готов к решительным действиям. Почему с 1988-го? Потому что именно в то время, в завершающий год восьмилетней войны Ирана с Ираком, теократический режим в Тегеране совершил ракетный обстрел территории другого государства. С того периода и до 2017 года Иран ни разу не решался вести открытые боевые действия на иностранной территории.
Итак, 18 июня 2017 года, спустя почти 30 лет после завершения восьмилетней ирано-иракской войны, армия Ирана выпустила шесть ракет средней дальности по объектам, находящимся на территории другого государства. В данном случае — в Сирии. В Тегеране заявили, что ракетные удары стали ответом на теракты, совершенные седьмого июня в Тегеране, в результате которых погибли 18 человек. По сообщению минобороны Ирана, в результате указанного ракетного обстрела были убиты более 170 террористов ИГИЛ (запрещена в РФ), причем одна из ракет попала в командный центр ИГИЛ в городе Аль-Маядин.
После исламской революции 1979 года Иран разорвал дипломатические отношения с Израилем, до сих пор не признавая легитимность существования еврейского государства. В 1986 году Тегеран заявил, что "Иран выступает против любой резолюции или любого соглашения, где признается Государство Израиль". С 1979 года Иран ведет гибридную войну против Израиля руками радикальной шиитской группировки "Хезболла", которая все эти годы осуществляет вооруженную борьбу против Тель-Авива.
В июле-августе 2006 года, в ходе ракетной войны между Израилем и "Хезболлой", Иран также не решился в открытую вступить в боевые действия против еврейского государства, предпочитая остаться в тени и оказать массированную военную помощь руководству "Хезболлы". Эта Вторая ливанская война (так о ней говорят в Израиле), или Июльская война (как ее называют в арабском мире), завершилась выводом израильских войск с территории Южного Ливана, и контроль над югом Ливана полностью перешел к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН.
И вот 23 июня 2017 года лидер "Хезболлы" Хасан Насралла пригрозил: "Если Израиль развяжет войну с Сирией или Ливаном, то против него выступят тысячи бойцов всего мусульманского мира". Это заявление в Израиле восприняли всерьез, так как правительственные войска Сирии в последнее время проводят совместные с "Хезболлой" военные операции против ИГИЛ и вооруженной прозападной оппозиции.
Одновременно с лидером "Хезболлы" с грозным заявлением выступил официальный представитель Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Ирана Рамезан Шариф. "Иран может нанести повторные ракетные удары против террористов ИГИЛ в сирийском Дейр-эз-Зоре, — пригрозил он. — Эти удары могут быть произведены, если враги Ирана, и в первую очередь Израиль, будут продолжать поддержку террористов".
23 июня 2017 года в Иране состоялись массовые демонстрации под лозунгом "Смерть Израилю". По призыву правительства страны миллионы жителей вышли на улицы во всех городах Ирана. Так они отметили День Аль-Кудс, чтобы "выразить поддержку борьбе палестинского народа в его борьбе против израильского режима". Демонстранты скандировали лозунги "Смерть Израилю" и "Смерть Америке". Выступая на митинге, спикер иранского парламента Али Лариджани заявил, что "Израиль олицетворяет наиболее злокачественную форму терроризма на протяжении всей своей истории".
В Тель-Авиве внимательно следят за перемещениями "Хезболлы" в Сирии и Ливане. По данным израильской разведки, Тегеран вынашивает секретный план освобождения Голанских высот с помощью "Хезболлы". Вот почему, как считают эксперты, 24 июня израильская авиация нанесла воздушные удары по позициям сирийской армии в районе Голанских высот.
В ответ руководство иракской шиитской группировки "Харакат Хезболла аль-Нуджаба", которая пользуется поддержкой иранского КСИРа, заявило, что "иракские шииты примут участие в боевых действиях за Голанские высоты, если их об этом попросят сирийские власти".
Напомним, что и Израиль, и Сирия считают Голанские высоты частью своей территории. В июне 1967 года, в ходе Шестидневной войны, израильские войска оккупировали Голанские высоты, и в ноябре 1981 года Израиль официально аннексировал эту территорию, распространив на нее свою юрисдикцию. Однако международное сообщество не признало легитимность этого шага. Резолюция Совета безопасности ООН № 497 от 17 декабря 1981 года считает этот район "частью сирийских оккупированных территорий". Тем не менее Израиль построил на Голанских высотах множество еврейских поселений и твердо заявил, что покидать эту территорию не намерен.
И вот тревожный признак будущего прямого столкновения армий Ирана и Израиля: 25 июня 2017 года ожесточенные бои между правительственными войсками Сирии и "Хезболлы", с одной стороны, и поддерживаемыми Израилем вооруженными отрядами — с другой.
Официальный Дамаск и руководство "Хезболлы" утверждают, что действиями антиасадовской оппозиции руководит Израиль, так как наступление оппозиции началось сразу после того, как израильские ВВС нанесли удар по войскам Асада в ответ на минометный обстрел Голанских высот.
Однако противостояние Ирана и Израиля не ограничивается лишь Сирией. На днях Тель-Авив предупредил Тегеран о недопустимости строительства военных заводов для "Хезболлы" на территории Ливана. В марте 2017 года кувейтская газета "Аль-Джарида" сообщила: Иран построил в Ливане несколько заводов по производству вооружений, передав их под контроль "Хезболлы". По данным издания, эти заводы производят ракеты и пусковые установки к ним.
В частности, речь идет о производстве ракет дальностью до 500 километров, а также противокорабельных и противотанковых ракет, бронетранспортеров и беспилотных летательных аппаратов. Все эти виды вооружения "Хезболла" собирается применить в ходе боевых действий в Сирии. В случае, если Израиль нанесет воздушные удары с целью уничтожения этих заводов, руководство "Хезболлы" пригрозило ответить ракетными ударами по израильской территории, что может привести к третьей Ливанской войне.
Помимо "Хезболлы" Иран также активно сотрудничает с палестинской исламистской группировкой ХАМАС, которую Израиль также обвиняет в терроризме. Представитель ХАМАС в Иране Халед аль-Кадуми заявил: "Отношения между Тегераном и ХАМАС вступили в новую фазу отношений. У Ирана и ХАМАС есть общий враг — Израиль, и нам предстоит пройти долгий путь в противостоянии с этим врагом. Наша война — это война против оккупантов, а не война против определенной религии. Наш настоящий враг — тот, кто занял нашу землю. Это Израиль".
Таким образом, Иран наращивает свое военное присутствие в Сирии и, возможно, готовится к затяжному военному конфликту с Израилем за Голанские высоты. И даже если эта война будет вестись опосредованно через "Хезболлу", тем не менее ракетные удары Ирана по Сирии 18 июня стали признаком того, что впервые за 29 лет, прошедшие после войны Ирана с Ираком, Тегеран готов к прямому военному столкновению с Израилем.
Эксперты предупреждают: в прямой военный конфликт Ирана и Израиля на сирийской земле могут быть вовлечены другие страны. К примеру, Иран обвиняет Саудовскую Аравию, с которой у Тегерана также нет дипломатических отношений, в поддержке сионистского режима и терроризма. Иран заявил о причастности Саудовской Аравии к двойному теракту в Тегеране. Так что если в конфликт Ирана и Израиля будет вовлечен Эр-Рияд, то большого пожара на Аравийском полуострове вряд ли можно будет избежать.