Юрий НАБИЕВ: курды имеют право на самоопределение

25 сентября в Иракском Курдистане должен пройти референдум о создании на его территории независимого государства. Как повлияет это на развитие ситуации на Ближнем Востоке — в самом неспокойном регионе планеты? Последуют ли примеру иракских курдов их собратья в соседних странах? Не приведет ли это к появлению новых кровопролитных конфликтов? Или же курдское государство станет стабилизирующим фактором, подобно тому как курдское ополчение стало ведущей силой в борьбе против терроризма? На эти вопросы "Правде.Ру" ответил президент Общества солидарности и сотрудничества с курдским народом Юрий Набиев.

— Возможно появление нового государства в регионе, совершенно не отличающемся спокойствием на протяжении многих десятков лет. Как стоит оценивать предстоящий референдум? Ведь многие видят в нем возможную угрозу стабилизации.

— Судя по реакции соседних государств, они видят в нем именно угрозу. Хотя желание курдов создать свое национальное государство появилось не сегодня. Проведем краткий экскурс в историю: сто лет назад Ближний Восток был разделен согласно тайному договору Сайкс-Пико, границы многих государств идут буквально по линейке; там не было даже учета интересов национальных общин, которые проживают в местном регионе.

Население вилайета Мосула, который сейчас фактически является курдистанским регионом Ирака, никто не спрашивал, когда образовывался современный Ирак. На протяжении всех этих ста лет курды боролись за свои права, периодически пытаясь обрести независимость, но сменяющие друг друга правители в Багдаде постоянно подавляли это.

Печально известный Саддам Хусейн химическим оружием и разными другими способами уничтожал курдов.

Следующий этап наступил после свержения Хусейна, когда курды приняли очень активное участие в строительстве нового Ирака. Они полагали, что там их права будут защищены. Курдские лидеры также приняли деятельное участие в разработке конституции нынешнего Ирака, где, к слову, и так права курдов достаточно широко представлены. Но в последние годы правящая верхушка в Ираке их постоянно саботирует.

Можно перечислить целый ряд конституционных нарушений со стороны Багдада. Во-первых, это невыполнение 140 статьи конституции, касающейся Киркука и других спорных территорий. Этот вопрос должен был быть решен в еще 2007 году: 17% бюджета Ирака обязаны были передаваться в бюджет Курдистана, но в лучшем случае это всегда были 10-11%, затем финансирование вовсе прекратилось.

И еще немаловажная деталь: по конституции Ирака, должен был быть сформирован федеральный совет. Но и это тоже не было выполнено. Получилось так, что шиитское руководство узурпировало власть, и те права, которые были отвоеваны курдами за последние годы, потихонечку пыталось отобрать. И самое главное, первыми, кто начал эффективно бороться сопротивляться ИГИЛ (организация запрещена в РФ), были курдские вооруженные отряды. Тем не менее финансирование и вооружение курдских формирований со стороны Багдада продолжает саботироваться. Поэтому невыполнение конституционных норм вынудило курдов искать другой путь. Тем более в конституции Ирака зафиксировано право курдистанского региона на референдум.

— Причем речь идет только региональном референдуме, а не референдуме во всем Ираке.

— Курды действуют абсолютно законно в рамках конституции Ирака и, конечно, в рамках международного права. Во многих государствах такие референдумы проводятся: в Квебеке, в Шотландии, в Каталонии. В конце концов, у нас в Крыму тоже прошел референдум без согласования с Киевом.

Тут не идет речь о том, чтобы на следующий день после референдума объявить независимость. Вопрос в том, чтобы проявилась воля народа. Потом, естественно, основываясь на итогах, начнутся переговоры с Багдадом.

— Что-то вроде брекзита.

— Да, брекзит можно привести в пример. Со стороны курдов — это абсолютно правовая позиция, в этом ее сила.

— Выход и создание независимого государства — это единственное решение? Или же возможно создание федерации или конфедерации с другими частями Ирака?

— Об этом шла речь, но попытки курдских лидеров как-то вести переговоры с Багдадом, в том числе по проблеме конфедерации, к сожалению, не привели к результатам. Правящая сегодня шиитская верхушка принимает законы без учета не только мнения курдов, но и тех же суннитов. Сегодня идет речь и о конфедерации, и о какой-то другой форме, но взаимодействия с Багдадом нет.

Сегодня курдский ренессанс происходит не только в политике, но и во многих других областях. Курдский кинематограф завоевывает сейчас мировую известность, в Каннах их фильмы получают первые премии. Искусство, культура очень бурно развиваются, особенно на южных территориях Иракского Курдистана. У меня есть мечта провести в Москве дни курдской культуры.

— Наверняка это будет очень интересно. Курдов можно считать крупнейшим разделенным народом сейчас? Сколько их проживает на Ближнем Востоке?

— Точной цифры нет, но сейчас во многих исследованиях сообщается о 40-50 миллионах человек. Обычно говорится, что это четвертый по численности народ Ближнего Востока. Хотя, может быть, он уже стал первым. У курдов сейчас демографический бум, что, кстати, очень тревожит турецкие власти. Но не только курды разделены на Ближнем Востоке, у суннитов похожие проблемы.

Вместо того чтобы как мантру повторять словосочетание "территориальная целостность", почему бы не использовать другой принцип международного права — право народа на самоопределение.