Выборы в парламент Франции: почему Марин Ле Пен не смогла взять реванш

Фото: AP

"Макрон может получить в парламенте абсолютное большинство", "Марин Ле Пен терпит тяжелое поражение" — под такими заголовками вышли первые полосы французских газет 12 июня.

В минувшее воскресенье в Пятой республике состоялся первый тур выборов в нижнюю палату парламента — Национальное собрание. Победа движения президента страны Эммануэля Макрона "Вперед, республика!" сенсацией не стала: напротив, она была ожидаема.

Движение нынешнего хозяина Елисейского дворца победило с большим отрывом. Национальное собрание избирается по мажоритарной системе; в преддверии второго тура выборов эксперты прогнозируют: сторонники Макрона получат 400 из 577 имеющихся мандатов.

Итак, движение Макрона набрало 32,3% голосов и лидирует с большим отрывом от конкурентов. На втором месте — правоцентристские республиканцы и Союз демократов и независимых. Вместе они получили 21,5% голосов. Соцпартия совместно с союзниками из левых партий и "зелеными" — 13,8%. А "Национальный фронт" Марин Ле Пен стал обладателем 13,2% голосов избирателей.

Главным сюрпризом выборов стало неожиданное поражение партии Марин Ле Пен — основного конкурента Макрона. Скромный результат "железной леди" на выборах лишний раз показал, что пропагандистская машина работала во всю мощь, настраивая французов против партии Ле Пен. Именно поэтому идеи "Национального фронта" не нашли широкого отклика среди избирателей. Примечательно, что личный рейтинг Марин Ле Пен в два раза превышает уровень популярности ее партии.

Так не сбылись прогнозы ряда российских политологов о том, что после поражения на президентских выборах Марин Ле Пен возьмет реванш на парламентских выборах — и тогда, мол, Эммануэль Макрон превратится в "хромую утку", а его работа как президента будет парализована сосуществованием с оппозиционным премьер-министром.

Чтобы понять панический страх французских президентов перед так называемым сосуществованием, надо учесть характерную особенность французской политической системы. Пятая республика берет свое начало с момента принятия по инициативе Шарля де Голля конституции 1958 года, которая заменила основной закон 1946 года.

В отличие от Великобритании, где страной управляет премьер-министр, и Италии, где глава правительства также является ключевой фигурой, а президент играет формальную роль, во Франции полномочия президента и премьер-министра поделены поровну.

Разница между Францией и Россией в том, что премьер-министра Пятой республики назначает не президент страны, а политическая партия, получившая на парламентских выборах большинство. И тогда в случае победы на выборах партии, оппозиционной хозяину Елисейского дворца, премьер-министром становится лидер оппозиции. Именно в этом случае президент и премьер-министр сосуществуют. Это явление называется во Франции cohabitation — "сосуществование".

Так, в 1986 году президент-социалист Франсуа Миттеран был вынужден назначить премьер-министром лидера оппозиционной правой партии, голлиста Жака Ширака, победившего на парламентских выборах.

В свою очередь Жак Ширак попал в точно такую же ситуацию в 1997 году, когда будучи президентом, он сам назначил премьер-министром социалиста Лионеля Жоспена.

Дважды такие истории приводили к досрочному роспуску парламента президентом: это было, например, в 1988, когда Миттеран распустил парламент, чтобы потом получить там большинство голосов.

Напомним, что в отличие от США, где президент не в праве распускать конгресс, во Франции глава государства наделен правом досрочно распускать Национальное собрание и назначать дату досрочных выборов.

Всего в современной французской истории известно три прецедента сосуществования: два раза в течение 14-летнего правления Миттерана (1986-1988, 1993-1995) и один раз в ходе 12-летнего правления Ширака (1997-2002).

Кстати, в 2000 году парламент Франции проголосовал за поправку к конституции, сокращавшую длительность одного срока правления президента с семи до пяти лет. В таком виде конституция начала действовать с 2002 года — во время переизбрания Жака Ширака на президентский пост.

А 21 июля 2008 года французский парламент с перевесом всего в один голос одобрил предложение президента Николя Саркози о внесении в текст конституции поправки, запрещающий одному президенту страны занимать этот пост более двух пятилетних сроков.

Такой жесткий график выборов уменьшает опасность очередного периода сосуществования, так как избиратели на волне симпатий к кандидату, победившему на президентских выборах, как правило, голосуют за партию главы государства.

С 2002 года во Франции президентские и парламентские выборы проводятся строго с интервалом в полтора месяца: выборы главы государства — в конце апреля-начале мая, а выборы в Национальное собрание — во второй декаде июня.

Расчет голлистов и социалистов, внесших такую поправку в конституцию, полностью оправдался. Ни разу за прошедшие с принятия поправки 15 лет лидер оппозиционной президенту партии не добивался успеха на выборах, проводившихся спустя полтора месяца после президентских.

Именно такой оптимистичный для хозяина Елисейского дворца сценарий повторяется во Франции сейчас, когда партия избранного в мае этого года президента страны Макрона одерживает внушительную победу на выборах в парламент.

В то же время поправки в конституцию страны, внесенные в 2000 году (сокращение президентского срока до пяти лет) и в 2008 году (запрет баллотироваться на пост президента в третий раз) немного остудили амбициозные планы любимца публики Эммануэля Макрона: ему не светит перспектива почивать на лаврах, в отличие от Франсуа Миттерана, занимавшего пост главы государства на протяжении 14 лет.

Но зато, судя по внушительной победе его движения в первом туре выборов, Макрону не надо бояться периода сосуществования: худшим сценарием для него была бы победа на парламентских выборах "Национального фронта" с последующим превращением Марин Ле Пен в премьер-министра страны.

Такой поворот совершенно точно бы означал паралич на вершине политической власти Пятой республики. К счастью для Макрона, он удачно проскочил этот крутой вираж, словно лыжник-слаломист.

Теперь о планах Макрона на ближайшее будущее. Уникальность нынешнего президента Франции в том, что он равноудален от социалистов и голлистов, а также то, что он сумел объединить под флагом своего движения "Вперед, республика!" политиков и чиновников самого широкого спектра политических взглядов.

На фоне эйфории в команде Макрона уже послышались скептические голоса слева и справа. В частности, голлист, бывший премьер-министр страны Ален Жюппе предупреждает: в депутатских креслах могут оказаться сотни законодателей без политического опыта. "Вызов очевиден: будет ли у нас после выборов однопартийный парламент — или же в Национальном собрании сформируется группа депутатов, которая сможет конструктивно вести дебаты?", - спрашивает он.

Пока никто не решился положительно ответить на вопрос Жюппе. Как говорится, Макрон идет в темной комнате на ощупь, пытаясь включить свет. Судя по всему, избиратели готовы ему дать карт-бланш на проведение обещанных экономических и социальных реформ. Оправдает ли он завышенные ожидания французов? Большой вопрос.

Независимые эксперты считают, что Макрон несмотря на его лозунги о патриотизме и приоритете интересов Франции является ставленником сторонников евроатлантизма и укрепления сотрудничества с Вашингтоном.

Причем эта дружба с США далеко не на равных: Вашингтон берет на себя роль старшего брата, если не барина, который указывает Парижу с кем дружить, а против кого усилить санкции. И теперь, пытаясь понравиться своим заокеанским кураторам, "ставленник Ротшильдов" Макрон выступает с заявлениями о необходимости сдерживания российской угрозы в Европе. Это яркий пример того, как либерал во внутренней политике одновременно является ястребом во внешней.